Виды и формы контроля при обучении говорению

курсовая работа

1.4 Обучение монологической речи

Монологическая речь представляет собой связное непрерывное предложение мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам (аудиториям). Цель этой направленности, обращенности - достигнуть необходимого воздействия на слушателей (слушателя).

В отличие от диалогической речи, которая является в основном ситуативной, монологическая речь преимущественно контекстна, она, как правило, строится без учета ситуаций экстралингвистического характера. Однако иногда и она может быть ситуативной, например спонтанное высказывание - развернутые реплики в диалоге, которые можно рассматривать как краткие монологические высказывания - "микромонологи в диалоге". Монологическая речь в некоторых случаях может быть наглядно-ситуативной, если она сопровождается зрительным рядом в кинофильме, телевизионных передачах [1, c.5].

В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной "из самой себя", т.е. без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения мысли являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из контекстной природы [12, c.11].

Монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции: информативную - сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояния; воздейственную - убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия; эмоционально-оценочную [5, c.99].

Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологический стимулы. Сравним: нейтральное в эмоциональном отношении сообщение информации с одной стороны, и стремление убедить слушателя с помощью эмоционально-выразительных средств языка - с другой.

По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, монолог-убеждение [3,c.102].

Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимся в частности, во владении связующими элементами предложений - наречиями времени, причинно-следственными наречиями, выражающими последовательность, а также комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов. Воздейственная функция монологической речи проявляется особенно ярко в монологе-убеждении, монологе-побуждении [8, c. 19].

Имея в виду невысокий, но коммуникативно достаточный уровень владения монологическими умениями в школе, наибольшую актуальность для средней школы имеют монологические высказывания: описание и сообщение учащихся о себе, о своих интересах, о школе, о родном городе (селе), о своей семье, о всем том, что может быть интересным для воображаемого (или реального) сверстника - носителя языка.

Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить особенности обучения говорению при изучении китайского языка. В настоящее время в обучении какому-либо иностранному языку огромное внимание уделяется коммуникативному аспекту, то есть умению общаться на иностранном языке. Следовательно, при изучении китайского языка особое внимание следует уделять формированию умений говорения. Мы выяснили основные психологические особенности обучения говорению, то есть участие в процессе памяти, мышления. На старшем этапе обучения китайскому языку учащиеся должны владеть основными приемами речевого взаимодействия, а именно, уметь правильно и последовательно построить высказывание, логически изложить мысль, закончить высказывание, а также уметь использовать лексические и грамматические единицы при построении высказывания.

Для учителя при обучении учеников умениям говорения важно контролировать данный процесс, выявлять основные трудности, возникающие у учащихся при общении на китайском языке, а также грамотно осуществлять контроль речевых умений. Поэтому далее мы рассмотрим особенности контроля умений говорения на старшем этапе и выделим основные типы.

Делись добром ;)