logo
Роль культурной среды школы в формировании межкультурной компетенции учащихся

Глава 2. РОЛЬ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

2.1Средства, функции культурной среды школы

Процесс осознания личностью себя как носителя родной и глобальной культуры и культурное становление индивида в целом неразрывно связаны с проблемой организации образовательного пространства, которое должно максимально отвечать потребностям личностного развития и профессиональной подготовки школьников и студентов во всех сферах: самообразовательной, учебной, художественно-творческой, социально-трудовой, правовой, досуговой.[9].Сейчас все чаще говорят о том, что образовательный процесс нерызрывно связан с той средой, в которой он протекает. Во многих научных работах встречаются термины образовательная и культурная среда (Н.Б. Крылова [34], В.П. Бедерханова [9], О.С. Газман [21], В.В. Рубцов [50], З.И. Рябикина [51], В.И. Слободчиков [56], Г.М. Андреева [1] и др.). Как правило, под образовательным пространством и образовательной средой понимаются практически сходные понятия. Тезаурус для учителей и школьных психологов "Новые ценности образования"[45] определяет образовательную среду как часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Под культурной средой образовательного учреждения, согласно тому же теразусу, понимается пространство культурного развития обучающихся, вбирающее в себя такие компоненты среды как отношения, ценности, символы, предметы и т.д. Поскольку мы рассматриваем образование как стержневую основу культуры, то логично было бы воспринимать образовательную среду конкретного учебного заведения как основной компонент его культурной среды, неразрывно связанный с ней и не существующий без нее.

Понятие культурной среды образовательного учреждения как сложного и многоуровневого феномена служит связующим звеном между простым эмпирическим представлением об образовательном учреждении и представлением о нем как о сложно организованной системе со своей культурной спецификой. Как и любой сложноорганизованной системе, культурной среде присущи свои компоненты и функции. В соответствии с этим, можно выделить следующие компоненты культурной среды:

· информационный;

· ценностный;

· коммуникативно-деятельностный;

· со-бытийный.

Информативная составляющая подразумевает содержание обучения, информационную насыщенность самого образовательного процесса: содержание осваиваемых учебных курсов и содержание деятельности (учебной, коммуникативной, когнитивной, культурной). Таким образом, под информативным компонентом понимается все то, что так или иначе несет информацию о различных (прежде всего культурных) явлениях, событиях, фактах.

Ценностный составляющая культурной среды подразумевает сложившуюся в том или ином образовательном учреждении совокупность духовных и нравственных ценностей, характерных для ее субъектов. Не секрет, что ценностные ориентации субъектов различных культурных сред могут зависеть как от объективных, так и от субъективных факторов. Среди объективных факторов можно выделить такие, как география учебного учреждения (скажем, столичный или провинциальный вуз/школа; городской или сельский лицей и т.п.); социокультурная ситуация региона (культурные различия социумов, связанные с национальными, религиозными и другими аспектами), экономическая ситуация региона (его благосостояние или упадок) и др. Еще большую роль, на наш взгляд, играют субъективные факторы, оказывающие влияние на формирование и культивирование ценностных ориентаций внутри данной культурной среды. В данном случае имеются в виду те уже сформированные ценностные ориентации субъектов, входящих в культурную среду и функционирующих в ней. Среда воздействует на субъекта, но и субъект активно воздействует на культурную среду, а, следовательно, это сказывается на всех составляющих культурной среды, в т.ч. и на ценностной. Любой субъект культурной среды (будь то преподаватель, студент или сотрудник, если мы говорим о вузе) имеет свою систему ценностей, и от того, насколько она будет близка или отлична от таковой, сложившейся в данной культурной среде, также зависит успешность его деятельности в рамках этой культурной среды.

Коммуникативно-деятельностный составляющая культурной среды прежде всего подразумевает сложившиеся особенности коммуникации субъектов среды (характер взаимодействия обучающих и обучающихся, стиль и манера общения по горизонтали и вертикали (например, студент - студент; преподаватель - преподаватель; студент - преподаватель; преподаватель - студент), включая сложившиеся традиции вербального и невербального общения, речевого и поведенческого этикета и т.д. Культурные среды различных образовательных учреждений (или даже микрокультурные среды внутри этих учреждений, скажем, факультетов или отделений внутри вуза) могут существенно различаться и по установившимся особенностям коммуникативного поведения субъектов среды (например, преподавателей и учащихся). Будет ли одинаково успешным обучение детей у преподавателей, которые искренне заинтересованы в создании открытой, доброжелательной атмосферы образовательного процесса и установлении прочной обратной связи, и у преподавателей, которым нет до этого особого дела и кто искренне верит в то, что ключевым моментом в успешности обучения является их отличное знание предмета и методики его преподавания? Скорее, это риторический вопрос.

Вместе с тем, однозначным является тот факт, что коммуникация (социокультурно значимое общение) занимает ведущее место во взаимодействии среды и субъекта. В связи с этим, В.В. Зацепин подчеркивает: "Коммуникация, или, иначе, знаковое общение социальных субъектов, потому и формирует локальное и глобальное социокультурное пространство-время, что служит, в первую очередь, социальным механизмом человеко-средовой интеракции и осуществляется в режиме диалога. Применительно к обеспечению социальных связей и контактов между людьми речь идет о взаимной ("субъект-субъектной") ориентации партнеров, стремящихся "войти" в ситуации друг друга, придавая (говоря фигурально) "многосубъектный" характер этому процессу" [29].

Со-бытийный компонент культурной среды подразумевает эффективное взаимодействие субъектов со средой и другими ее субъектами в контексте общности, со-бытия, общего дела, подразумевает успешную самоактуализацию и интеграцию каждого отдельно взятого "я" в со-бытие всей культурной среды. Пожалуй, именно эта составляющая подразумевает существование определенных традиций в той или иной культурной среде, совместную учебную, креативную и досуговую деятельность ее субъектов. "Мир "событийствует" … не вне нас, а независимо от нас. Мы участники этого "событийствования". Мы часть этого мира, находящаяся в непрестанном общении с другими его частями" [38].

Поскольку процесс обучения протекает с рамках культурной среды того или иного образовательного учреждения и, следовательно, неразрывно связан с этой средой, то основные три функции культурной среды образовательного учреждения будут совпадать и с основными функциями процесса обучения, выделяемые дидактикой: образовательная, развивающая, воспитательная.

Образовательная функция состоит в направлении процесса обучения на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание определяется педагогической наукой как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. В процессе обучения учащиеся получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии осознания обучающимися объема и структуры своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях. Современная дидактика считает, что образование состоит не столько в формировании самих знаний, сколько в развитии умений использовать их для получения новых знаний и решения профессиональных и жизненных задач. Отсюда образовательная функция предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных.

Развивающая функция Развивающая функция ориентирована на совершенствование учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебно-коммуникативных навыков и умений студентов, развития таких свойств личности студента и будущего педагога как рефлексия и эмпатия. Реализация развивающей функции культурной среды вуза результирует в высоком уровне креативности профессиональной педагогической деятельности субъекта данной среды, в творческой готовности к осуществлению профессиональной деятельности в школе.

Воспитательная функция культурной среды представляется одной из важнейших. Она состоит собственно в формировании нравственных представлений, мировоззрения, способности следовать нормам поведения в обществе и исполнять законы в нем принятые. Данная функция реализуется в формировании потребностей личности, мотивов социального поведения, ценностей и ценностных ориентаций [60].

Мы полагаем, что кроме вышеупомянутых функций культурной среды можно также выделить следующие её тесно взаимосвязанные специфические функции:

· информативная;

· эмотивная;

· эстетическая;

· мотивационная;

· со-бытийная;

· аналитико-прагматическая.

· социально-интегративная;

Информативная функция реализуется в передаче информации о томили ином явлении в культурном сообществе (реальные события и факты культуры).

Эмотивная функция проявляется в том, что культурная среда способна вызывать положительную эмоциональную реакцию ее субъектов на различную культурную информацию. Данная функция также реализуется в обеспечении ситуации комфортности субъектов среды, их чувства эмоциональной сопричастности к событиям, фактам и явлениям культуры, их эмоционального сопереживания с другими субъектами среды.

Эстетическая функция состоит в привлечении внимания субъектов культурной среды к тому, как "построено" то или иное культурное явление, к его форме

Мотивационная функция вызывает и поддерживает учебную мотивацию, потребность в общении с субъектами данной культурной среды и представителями иных культурных сообществ, потребность к более глубокому постижению национальной и глобальной культуры, то есть расширению своего культурного поля.

Со-бытийная функция позволяет субъекту культурной среды данного учебного учреждения эффективно взаимодействовать и осуществлять свою учебную/неучебную деятельность совместно с другими ее субъектами, самоактуализироваться в данной культурной среде и ощутить себя и свою деятельность важным звеном общего дела, частью со-бытия.

Аналитико-прагматическая функция позволяет анализировать учебную и культурную деятельность субъектов культурной среды. Данная функция предполагает сопоставление различных форм деятельности, проверку их эффективности на теоретическом и практическом уровне, что в свою очередь позволяет определить, насколько эта деятельность была эффективной и адекватной поставленным целям. На основе полученных наблюдений и аналитических данных планируется и осуществляется дальнейшая деятельность субъектов культурной среды, а также делается прогноз возможных ее результатов [23].

Социально-интегративная функция помогает субъекту культурной среды успешно самоактуализироваться в ней и интегрироваться в культурную среду местного сообщества и родную культуру; осознать свою культурную принадлежность и место в глобальной культурной среде.

Вышеизложенная трактовка культурной среды и ее значение с точки зрения гуманистической парадигмы образования позволяет также говорить об этой среде как о феномене "hidden curriculum"11 Данный термин может быть дословно переведен с английского языка как «скрытое содержание обучения». [69] учебно-воспитательного процесса с образовательном учреждении.

Создание и поддержание культурной среды учебного заведения, включающей в себя компоненты, о которых шла речь выше, и реализующей упомянутые функции вполне соответствует целям мультикультурного образования. Если подобная культурная среда будет также в достаточной степени ориентирована на ценности мультикультурного образования, то она может являться условием его реализации.