logo
Роль аудирования как вида речевой деятельности при коммуникативно-ориентированном обучении английскому языку младших школьников

1.4.5 Виды заданий для аудирования в действующих УМК

Для ознакомления с практическими заданиями работы с текстами для аудирования мы изучили УМК по английскому языку “Enjoy English” М.Е. Биболетовой, О.А. Денисенко.

Авторы этого учебника ставили перед собой следующие цели:

1. Научить детей воспринимать и понимать на слух тексты с последующим обсуждением их содержания.

2. Научить детей воспринимать на слух и понимать речь партнеров (учителя, одноклассников).

3. Научить использовать в процессе слушания компенсаторные cтратегии, такие, как:

а) умение догадываться о значении некоторых слов по контексту;

б) умение догадываться о значении слов по словообразовательным элементам или сходству звучания со словами родного языка;

в) умение обходить незнакомые слова для понимания основного содержания текста;

г) умение переспрашивать с целью уточнения содержания с помощью соответствующих клише типа «Excuse me!», «Pardon».

Для обучения аудированию используются тексты разного характера:

- тексты песен, стихов, рифмовок, а также тексты диалогов, входящие в различные разделы учебника (Units), которые вначале предлагаются для прослушивания, а затем используются как образец для самостоятельного высказывания;

- специально отобранные аудитивные тексты (преимущественно тексты сказок с повторяющимся сюжетом), предназначенные для последующего инсценирования с использованием реплик героев;

- короткие фабульные тексты, предназначенные для тренировки умения воспринимать иностранную речь на слух с пониманием основного содержания услышанного. Через слушание этих текстов идет закрепление лексического материала и грамматических структур из всех из всех разделов учебника.

Аудитивные тексты снабжены предтекстовым и послетекстовым заданиями, а также иллюстрациями, которые даны в конце учебника “Enjoy English” в разделе «Задания для аудирования». Эти задания отражают содержательный момент текста и подсказывают детям часть информации.

Например, «послушай внимательно сказку, посмотри на картинки и скажи, кто главный герой сказки». (При этом на иллюстрации изображено несколько животных, не упоминавшихся в сказке. Это заставляет учащихся мысленно повторить содержание текста и вспомнить главных героев).

К тексту «Puff-ball» («Enjoy English»-2) предлагается разыграть сценку знакомства Пузыря и его друзей.

В задании к тексту «The Lost Birthday Cake» ученикам предоставляется возможность рассказать о своем дне рождении.

Перед прослушиванием текста «The paper-bag mystery» учащиеся должны высказать предположения о том, какую тайну хранит пакет, что вызывает интерес и желание прослушать рассказ и узнать, что же в пакете.

В задании к тексту «The sun and the wind» школьникам предлагается сравнить двух персонажей.

Эти задания позволяют формировать не только умения слышать и понимать речь, но и вступать в общение, высказывать свое мнение, поддерживать беседу.

Проанализировав задания для обучения аудированию, мы попытались систематизировать упражнения, разделив их на 4 группы в соответствии с резервными заданиями и коммуникативными умениями:

1) упражнения для контроля понимания текста:

- назови действующих лиц сказки или рассказа;

- найди в тексте предложения, которые объясняют (доказывают), почему он (она) так поступил;

- выбери соответствующие содержанию текста рисунки из ряда предложенных;

- ответь на вопросы;

- выбери правильный ответ на вопросы ( даны варианты ответов);

- кто из героев сказал эти слова?;

2) упражнения для обучения навыкам передачи содержания текста:

- составление плана и использования его в качестве опоры;

- передача содержания текста одним предложением;

- выбор из ряда предложенных одного высказывания, (не) соответствующего содержанию текста;

- пересказ текста с высказыванием собственного мнения (2-3 дополнительных предложений);

3) упражнения для обучения первичному анализу текста, умения высказать личное впечатление о тексте на элементарном уровне, обосновать свою точку зрения;

- простое высказывание о том, что понравилось ( не понравилось) в текст;

- обсуждение действующих героев, которые понравились (не понравились);

- доказать свою точку зрения;

- подбор (выбор) заголовка к тексту и обоснование (с опорами) на русском языке или иностранном;

4) упражнения для обучения творческой переработке текста:

- придумать свое начало текста или его конец;

- придумать или выбрать новый заголовок к тексту.

Использование таких приемов работы при обучении аудированию может быть эффективными для развития обеих форм говорения - монологической и диалогической.

Характер упражнений при обучении аудированию на английском языке определяется целым рядом факторов, которые может предусмотреть только сам учитель. Это - подготовленность класса, индивидуальные особенности личности (учителя и учащихся), содержание текстов для чтения, их жанр, стиль отношений учителя и учеников, а также творческий потенциал учителя.

Мы считаем, что выполняя с учащимися упражнения на развитие навыков аудирования, предложенные в учебниках, придумывая аналогичные к текстам для аудирования, предлагая свои, авторские, педагогические технологии, творческий учитель сможет мотивировать речемыслительную активность своих учеников, повышать интерес к предмету и на его основе формировать и развивать навыки речевой деятельности на английском языке.