Роль аудирования как вида речевой деятельности при коммуникативно-ориентированном обучении английскому языку младших школьников

дипломная работа

1.4.4 Упражнения для обучения аудированию

Существует несколько подходов к определению типов упражнений для обучения аудированию.

Упражнения могут быть подготовительные, ориентирующие в деятельности, это может быть восприятие и проговаривание за диктором слов, словосочетаний, фраз, предложений, пословиц; собственно-коммуникативные и контролирующие, направленные на проверку понимания прослушанного; упражнения, которые обучают различным видам аудирования.

При работе с аудиотекстом связного характера целесообразно делить упражнения на предтекстовые, текстовые и послетекстовые.

Упражнения, выполняемые перед началом прослушивания, наиболее интенсивно управляют процессом восприятия иноязычной речи. Они способствуют созданию у обучающихся мотивации, настроя на прослушивание текста определённого содержания, снятию языковых (лексических, грамматических и фонетических) трудностей, а также трудностей, касающихся страноведческой информации.

К заданиям, выполняемым во время прослушивания, относятся игры с цифрами и буквами, упражнения для развития фонематического слуха, визуальный диктант, ориентация по плану, определение верных высказываний, выписывание отдельной информации и другие.

Послетекстовые задания выполняют, как правило, контролирующую функцию.

Примерные задания для работы с текстом для развитие навыков аудирования:

- прослушай текст и составь план содержания;

- ответь на вопросы по содержанию;

- выбери правильные ответы из ряда данных;

- составь вопросы по содержанию;

- дополни предложения;

- исправь неверные утверждения;

- проиллюстрируй тезисы примерами из текста;

- упорядочи предложения в соответствии с логикой содержания услышанного;

- выбери иллюстрации, соответствующие излагаемому в тексте материалу;

- выпиши из текста слова и выражения по изучаемой теме;

- озаглавь прослушанный текст;

- перескажи текст.

Очень распространённый вид упражнения - визуальный диктант, который, помимо формирования навыков аудирования, тренирует обучающихся в употреблении некоторых грамматических явлений или лексики. Диктант можно использовать при прохождении тем “Город. Ориентация в городе”, “Квартира”, и других тем. Обучающимся раздаются незаполненные планы квартиры или комнаты, в которых они, ориентируясь на слух, должны расставить мебель. Предлоги места также предоставляют возможность использования данного вида упражнения. Диктант, если нет его аудиозаписи, учитель может составить сам, но нужно помнить, что содержание должно быть интересным и необычным, чтобы у обучающихся создавался момент неожиданности, дополнительная мотивация. Например, предложить обучающимся заглянуть в комнату Миши, после того, как он поиграл с друзьями, искал свой дневник, оставил там своего щенка и т. д.

На начальном этапе обучения имитационные упражнения «слушай и повторяй» очень важны для совершенствования навыков произношения и интонации. Хороший результат дают упражнения в слушании с целью узнавания, различения, сопоставления:

- прослушай скороговорку и скажи, сколько ты услышал слов, начинающихся со звука [t]:

Never trouble trouble untill trouble troubles you,

It only doubles trouble and troubles others too.

- прослушай ряд слов и назови номера тех, в которых есть звук [e]:

bad, Ted, mat, sad, bear, red, fat, bed, Fred, cat, bed.

На начальном этапе обязательно включение упражнений, развивающих слух и произношение, например, такие, в которых нужно прослушать и выбрать правильный ответ на вопрос или верное высказывание из двух или нескольких вариантов.

Интересны задания на расширяющее повторение, так называемое “увеличение цепочки”.

- Listen and repeat:

a book;

an interesting book;

to read an interesting book;

like to read an interesting book with friends;

sisters like to read an interesting book with friends;

two sisters like to read an interesting book with friends;

two sisters like to read an interesting book with friends in the evening.

Такие упражнения тренируют память, помогают запоминать все более длинные предложения.

В процесс обучения аудированию включаются упражнения, тренирующие языковые модели:

- подстановочные упражнения, где элемент подстановки дается в виде подсказки и есть опора на текст, таблицу, схему или есть список слов и словосочетаний для подстановки;

- трансформационные упражнения, которые активизируют активность учащихся и необходимы для выработки автоматизма в процессе проговаривания;

Например, изучив Тhe Present Perfect Tense (настоящее завершенное время), можно предложить такое упражнение:

- выслушай просьбу и скажи, что ты это уже сделал. Дается образец:

Please, do your homework.

But I have already done it.

- упражнения на соединение 2-х и более моделей. Например, учащийся прослушивает два простых предложения и выполняет задание соединить их в одно сложноподчиненное с помощью союзного слова:

Запись: because I didnt write a letter. I was short of time

Ученик (в паузе): I didnt write a letter because I was short of time.);

- дифференцированные упражнения, которые составляются по принципу противопоставления лексических и грамматических структур.

Например, противопоставление утвердительной и отрицательной формы в Present Progressive - настоящем длительном времени.

Учитель: Olga is reading a book now. And you?

Ученик: I am not reading a book now.

Итак, любому виду аудирования должна предшествовать работа с лексикой и идиомами, то есть трудный языковой материал должен быть проработан заранее. Необходимо также познакомить учащихся с названием текста, темой, именами собственными, чтобы снять проблему с пониманием. Учитель должен помнить, что каждому упражнению на аудирование должна предшествовать четкая подробная инструкция - задание по его выполнению. Задание должно быть конкретным, понятным, доступным и дано в устной или письменной форме. Учителю следует искать способы, которые создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказаться, обменяться мнениями. Задания по прослушанному тексту должны быть творческими, действия учащихся должны быть внутренне мотивированы.

Делись добром ;)