Роль аудирования как вида речевой деятельности при коммуникативно-ориентированном обучении английскому языку младших школьников

дипломная работа

1.4.1 Условия обучения аудированию

Условия предъявления, подачи текста могут затруднить или облегчить его понимание. К ним следует отнести скорость, или темп речи. Слушающий не может изменить его, он задан говорящим. По вопросу темпа речи при обучении аудированию на иностранном языке существуют различные точки зрения. Одни высказываются за нормальный темп речи с самого начала (100-120 слов в минуту), другие - за несколько замедленный темп с постепенным доведением его до нормального. При этом замедление темпа достигается за счет увеличения пауз между смысловыми блоками.

К условиям относятся и число предъявлений текста: один, два, или три раза. Учащихся следует обучать пониманию звучащего текста с однократного предъявления, что характерно для функционирования этого вида речевой деятельности. В процессе обучения не каждый может понять текст с первого предъявления. На начальном этапе обучения иностранному языку нужно предложить учащимся прослушать текст во второй раз, но не более.

На понимание звучащей речи на слух оказывает влияние также присутствие или отсутствие говорящего. Детям легче понимать речь учителя, так как они не только слышат, что он говорит, но и видят, как он говорит: артикуляцию, мимику, жесты. Значительно труднее понимать речь в звукозаписи, когда ученики не видят говорящего. Однако с первых же шагов следует у учащихся развивать умение понимать английскую речь носителей языка в звукозаписи.

Обучение пониманию на слух на английском языке предполагает учет и снятие тех трудностей, которые неизбежно возникают в процессе аудирования. Это трудности понимания незнакомых слов, сложных конструкций, понимания речи в быстром темпе и речи разных дикторов, понимание аудиотекста большого объема при однократном восприятии информации, отсутствие зрительной опоры и наличие имён собственных.

Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А. для снятия этих трудностей рекомендуют предлагать учащимся предтекстовые упражнения, а также системно использовать соответствующие задания с максимальным применением аудитивных и аудио-визуальных источников информации. [1]

Обучение аудированию начинается с первых уроков и продолжается весь период обучения языку в школе. Первым и самым необходимым условием формирования понимания учащимися английской речи является ведение урока учителем на английском языке. Отсюда большие требования к речевому поведению учителя на уроке. Главные из них:

- нормативность (правильность) речи;

- ее визуальность - именно так скажет носитель языка в данной ситуации;

- адекватность возможностям учащихся ее понимать.

Учитель для детей «носитель языка», изучаемого ими, ему нужно соответствовать этому «статусу», а это значит - вести весь урок на английском языке. С первого урока учитель должен пользоваться английским языком так, чтобы иметь возможность вести урок на языке. И, естественно, он употребляет слова и выражения, опережающие знания учащихся, непременно подключает то, что уже усвоено активно. Учитель должен говорить четко, эмоционально, выразительно, максимально используя модуляции голоса, от громкого до почти шепота. Нельзя переводить каждую фразу на родной язык, так как дети, зная, что учитель переведет сказанное им, не делают никаких усилий для понимания речи на английском языке.

Итак, эмоциональная, правильная, доступная для учащихся речь учителя на английском языке формирует у учащихся навыки аудирования.

Делись добром ;)