Развитие профессиональной компетенции студентов-филологов посредством стилистического анализа научного текста

курсовая работа

2.1 Стилистика как средство формирования профессиональной компетентности студентов-филологов

На современном этапе развития профессионального образования качество подготовки педагога любого профиля невозможно без учёта профессиональной компетентности - оценочной категории, характеризующей человека как субъекта специализированной деятельности в системе общественного труда. Профессиональная компетентность включает [8]:

1) систему ценностных ориентаций личности;

2) концептуальные знания о сущности процесса и продукта деятельности;

3) апробированные в собственном опыте способы деятельности (мыслительные, предметные, организационные, коммуникативные, информационные и др.);

4) опыт выполнения этой деятельности в стандартных и проблемных ситуациях;

5) способность к рефлексии, выявлению затруднений и поиску путей их преодоления, ответственность за результаты деятельности.

Одним из компонентов профессиональной компетентности является свободная ориентация в предметной области, глубокое постижение основ изучаемой науки.

Одно из важных мест в формировании системы профессиональных навыков и ценностных ориентаций студентов-филологов занимает изучение стилистики. Это обусловлено следующими факторами.

1. Дисциплина «Стилистика» была введена в программу педагогических институтов в 70-е гг. прошлого века. За это время отечественная стилистика прошла определённый путь развития: от преимущественного анализа структуры текста и композиционно-стилистических приёмов до изучения типологии смыслового и ассоциативного развёртывания текстов, анализа средств и способов регулятивности познавательной деятельности адресата, коммуникативных универсалий, значимых для диалога автора и адресата текста. В связи с этим изменились цели и задачи стилистического анализа текста с постепенным усилением внимания к экстралингвистическим факторам текстообразования, включая языковую личность автора [3].

Всё это обуславливает важность прикладного аспекта в изучении стилистики, когда происходит формирование необходимых умений и навыков, связанных с осуществлением успешной текстовой деятельности:

1) способность создавать тексты разных стилей и жанров с учётом конкретных экстралингвистических факторов (сферы общения, ситуации, адресата, целей и задач общения и т.д.);

2) умение адекватно воспринимать текст, усваивая не только его поверхностный, но и глубинный смысл. Степень владения текстовой деятельностью (умение творить тексты и понимать их) является одним из главных показателей общей культуры человека [3] и, соответственно, молодого специалиста.

Необходимо отметить, что «владение нормами русского литературного языка, наличие навыков практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке» в проекте ГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Филология» является одной из общекультурных компетенций.

2. В настоящее время образовательная (предметная) область «Филология» («Языки и литература») занимает одно из ведущих мест в ГОС основного и среднего (полного) образования. Действительно, язык и литература - неотъемлемая часть национальной культуры, поэтому верное и чёткое представление места, целей, задач, содержания и путей филологического образования в школе и в вузе позволит решить важнейшую проблему гуманизации личности.

Как отмечает Н.А. Артеменко в диссертационном исследовании, нередко начинающий специалист, приступая к осуществлению профессиональной деятельности в качестве учителя средней школы (иного образовательного учреждения), оказывается в состоянии эмоционального затруднения, связанного с недостаточностью опыта творческого применения на практике полученных в вузе знаний, умений и навыков, что приводит к разочарованию выпускника вуза в избранной сфере профессиональной деятельности [1].

Поэтому необходимо создавать такие условия мотивации и организации учебного процесса, которые способствуют эффективному развитию профессиональных компетентностей студентов.

3. Кроме того, одним из приоритетных направлений национальной доктрины образования является внедрение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся.

Однако переход к профильной школе осуществляется пока слишком медленно, хотя педагоги в целом готовы и хотят принять концептуальные идеи профилизации, но для этого им не хватает определённых знаний и умений. Поэтому и в системе подготовки учителей-словестников, и в курсах отдельных дисциплин необходимо ориентировать молодых специалистов на работу в современной профильной школе [1].

Изучение стилистики выходит за пределы узкой специализации (в данном случае подготовка учителя русского языка и литературы), т.к. существует множество профессиональных сфер, связанных с текстовой деятельностью: журналистика, литературное редактирование, реклама и другие, что позволяет молодому специалисту создавать и реализовывать разные программы элективных курсов.

Суть образовательного процесса в условиях компетентного подхода сводится к созданию педагогических условий и ситуация, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Профессиональные компетенции педагога относятся к конкретной сфере деятельности - педагогической.

Исходя из требований к выпускникам и указанных факторов, определим основные специальные компетенции, которые могут быть сформированы у студента-филолога в курсе стилистики:

ь иметь научное представление об основных понятиях функциональной стилистики: стилистические нормы и их отношение к нормам литературного языка; стилистические средства языка на разных уровнях (лексика, морфология, синтаксис); функциональные стили языка (разговорно-бытовой, научный, официально-деловой, публицистический); художественная речь как особая форма существования языка;

ь владеть методикой стилистического анализа текста, который опирается на изучение лингвистических факторов стилеобразования и включает рассмотрение экстралингвистических факторов стилеобразования (сферы общения, ситуации, функции текста, характера адресата, типа мышления, формы речи, стилевых черт, образа автора и цели его текстовой деятельности, индивидуально-авторских стилистических особенностей текста) [3];

ь обосновывать уместность/неуместность, допустимость/недопусти-мость использования языковых и речевых средств в тексте, исходя из определения намерения адресата и ситуации общения, комплексно рассматривать речевые явления, не опираться только на знание разрешительной/запрети-тельной литературной нормы;

ь уметь работать со словарями при выполнении стилистического анализа текста;

ь знать основные тенденции развития современной стилистики как языковой и речевой системы: изменения в системе жанров официально-делового, публицистического стилей, становление стиля рекламы, развитие сферы электронных средств массовой информации, активизация в книжных стилях речевой агрессии;

ь демонстрировать знание стилистических норм при анализе, редактировании текстов (в том числе школьных сочинений);

ь уметь создавать тексты в разных жанрах: резюме, заявление, характеристика (в том числе на ученика), публицистическая и научная статья, тезисы, аннотация, рецензия, отзыв и др.;

ь быть готовым применять знание особенностей жанров разных стилей в школьном изучении русского языка и литературы (например, создание отзыва и рецензии на прочитанное произведение);

ь иметь представление о месте стилистики в основных образовательных программах основного и среднего (полного) образования по русскому языку;

ь уметь составлять упражнения по стилистике для отдельных тем школьного курса русского языка;

ь демонстрировать знание методики школьного стилистического анализа текста и комплексного анализа текста;

ь использовать основные теоретические положения функциональной стилистики и коммуникативной стилистики текста при создании программ элективных курсов [1].

Для реализации компетентностного подхода с целью формирования профессиональной компетентности студента-филолога требуется выбор соответствующих образовательных стратегий и создание следующих условий [1]:

1) более тесная интеграция с другими специальными дисциплинами: «Современный русский литературный язык», «Филологический анализ текста», «Технологии и методики обучения русскому языку и литературе»;

2) использование образовательных технологий: проектное обучение, проблемное обучение;

3) повышение информативности за счёт использование информационной среды, построенной на современных информационных, в том числе сетевых, технологиях;

4) совершенствование учебно-методического обеспечения: создание пособий, обновление дидактического материала (использование современных и актуальных текстов, в том числе аутентичных).

Делись добром ;)