logo search
ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКИ

Обучение монологу.

Нужно ли обучать монологу и диалогу совместно или нет? Некоторые методисты предполагают, что нет необходимости обучать монологу и диалогу раздельно, так как и монолог и диалог представляют собой устную речь в разных ее проявлениях, и монолог – это всего лишь усеченный диалог. разницы между ними нет.

Другие полагают, что обучать монологу и диалогу нужно отдельно, так как и монолог и диалог характеризуются своими конструктивными особенностями.

Характеристика монологической речи.

  1. непрерывность высказывания. Это целое сверхфразовое единство.

  2. последовательность и логичность речи.

  3. относительная смысловая логичность.

  4. коммуникативная направленность высказывания.

  5. тематичность.

  6. синтаксическая усложненность (преобладание сложных синтаксических структур, отсутствие эллипсов, отсутствие эмоционально0окрашенных междометий).

Разновидности:

-описание

Для описания характерно перечисление признаков и свойств природы, человека, объектов. Повествование – динамичность, действительность представлена в процессе изменения и развития. Рассуждение – самый сложный вид монологической речи – предполагает наличие исходного тезиса/вывода. Ведется либо от тезиса к рассуждению, либо от вывода к рассуждению.

Каждый тип д.б. представлен в обучении. На разных этапах ведется обучение разным типам. Методисты говорят, что надо начинать с описания на начальном уровне, постепенно переходить к повествованию, на среднем этапе – добавляется повествование на продвинутом уровне – добавляется рассуждение.

Подэтапы в обучении на начальном этапе.

  1. произнесение высказывания на уровне 1 или 2 предложений при слуховой или зрительной опоре.

  2. высказывание носит развернутый характер с опорой на текст из нескольких предложений.

  3. монолог на уровне сверхфразового единства.

При обучении монологической речи используются упражнения с уменьшением количества опор; ситуативное высказывание по теме; использование монолога по цепочке; используются монолог и дискуссия (на продвинутом этапе).

Очень часто имеет место заучивание уч-ся текстов (что тормозит обучение).

Преобладающая точка зрения в советской методике: заучивание – тормозит, так как создается зависимость от заученного текста и приучает уч-ся говорить по теме только при наличии опор.

Пересказ – неотъемлемая часть говорения и используется в обучении. But! Он не должен стать основным средством для развития умений в монологической речи. Мы должны использовать различные типы пересказа:

Требования к тексту для пересказа

-небольшой объем текста

-содержание не должно быть перегружено деталями

!! Учитель д. ставить установку на запоминание.

Многократность пересказа убивает интерес к тексту. Учитель д. продумать систему заданий к тексту.

Уровни сформированности монологической речи в СШ

1 . репродуктивный, речевое творчество уч-ся не предполагается, задается извне.

  1. репродуктивно-продуктивный. Некоторые элементы творчества и самостоятельности высказывания, т.е. варьирование лексического материала и его использование в новых ситуациях (в основном идет репродуктивный).

  2. уровень продуктивной монологической речи предполагает выражение уч-ся своего отношения к фактам и событиям, оценки, построение высказывания в соответствии со своим замыслом. Обучение монолог. Речи – сложно, начинается с большого количества опор, объем которых постепенно снижается.