Обучение монологу.
Нужно ли обучать монологу и диалогу совместно или нет? Некоторые методисты предполагают, что нет необходимости обучать монологу и диалогу раздельно, так как и монолог и диалог представляют собой устную речь в разных ее проявлениях, и монолог – это всего лишь усеченный диалог. разницы между ними нет.
Другие полагают, что обучать монологу и диалогу нужно отдельно, так как и монолог и диалог характеризуются своими конструктивными особенностями.
Характеристика монологической речи.
непрерывность высказывания. Это целое сверхфразовое единство.
последовательность и логичность речи.
относительная смысловая логичность.
коммуникативная направленность высказывания.
тематичность.
синтаксическая усложненность (преобладание сложных синтаксических структур, отсутствие эллипсов, отсутствие эмоционально0окрашенных междометий).
Разновидности:
-описание
повествование
рассуждение
Для описания характерно перечисление признаков и свойств природы, человека, объектов. Повествование – динамичность, действительность представлена в процессе изменения и развития. Рассуждение – самый сложный вид монологической речи – предполагает наличие исходного тезиса/вывода. Ведется либо от тезиса к рассуждению, либо от вывода к рассуждению.
Каждый тип д.б. представлен в обучении. На разных этапах ведется обучение разным типам. Методисты говорят, что надо начинать с описания на начальном уровне, постепенно переходить к повествованию, на среднем этапе – добавляется повествование на продвинутом уровне – добавляется рассуждение.
Подэтапы в обучении на начальном этапе.
произнесение высказывания на уровне 1 или 2 предложений при слуховой или зрительной опоре.
высказывание носит развернутый характер с опорой на текст из нескольких предложений.
монолог на уровне сверхфразового единства.
При обучении монологической речи используются упражнения с уменьшением количества опор; ситуативное высказывание по теме; использование монолога по цепочке; используются монолог и дискуссия (на продвинутом этапе).
Очень часто имеет место заучивание уч-ся текстов (что тормозит обучение).
Преобладающая точка зрения в советской методике: заучивание – тормозит, так как создается зависимость от заученного текста и приучает уч-ся говорить по теме только при наличии опор.
Пересказ – неотъемлемая часть говорения и используется в обучении. But! Он не должен стать основным средством для развития умений в монологической речи. Мы должны использовать различные типы пересказа:
Пересказ собственными словами
Пересказ лицу, незнакомому с содержанием
Пересказ с учетом или изменением ситуации
Пересказ с изменением речевой задачи.
Требования к тексту для пересказа
-небольшой объем текста
-содержание не должно быть перегружено деталями
текст д.б. информативным
текст должен содержать смысловые вехи
текст должен быть интересным для уч-ся.
текст должен быть связным и целостным.
!! Учитель д. ставить установку на запоминание.
Многократность пересказа убивает интерес к тексту. Учитель д. продумать систему заданий к тексту.
Уровни сформированности монологической речи в СШ
1 . репродуктивный, речевое творчество уч-ся не предполагается, задается извне.
репродуктивно-продуктивный. Некоторые элементы творчества и самостоятельности высказывания, т.е. варьирование лексического материала и его использование в новых ситуациях (в основном идет репродуктивный).
уровень продуктивной монологической речи предполагает выражение уч-ся своего отношения к фактам и событиям, оценки, построение высказывания в соответствии со своим замыслом. Обучение монолог. Речи – сложно, начинается с большого количества опор, объем которых постепенно снижается.
- 2. Методика и ее базисные науки. Роль этих наук в развитии методики. Связь методики оия со смежными науками.
- Психология речи - методика –
- 3. Цели и содержание обучения иностранным языкам в средней школе. Динамика целей (в советской школе).
- 4. Методические принципы обучения иностранным языкам (словарь с. 23)
- Частнометодические принципы
- Семинар 2 основные методические категории и понятия
- Базисные категории м:
- 4 Подхода:
- Речевое умение
- Знание –
- Упражнение –
- Семинар характеристика современных методов обучения ия
- 4 Подхода у св:
- Часть II. Обучение основам речевой деятельности раздел а. Формирование навыков. Семинар обучение произношению
- Произношение
- Задача:
- Содержание оп:
- Трудности.
- Принципы:
- Методика оп.
- Этапы овладения произношением
- Контроль -
- Может происходить при использовании любых вышеуказанных упр-ий
- Сложность обучения обусловлена определенными психофзиологическими особенностями:
- Упражнения:
- Литература
- Обучение лексике
- Любой говорящий производит 2 операции
- Работа над иноязычным словом должна обеспечить
- Приемы семантизации –
- У пражнения на применение лексики
- Обучение аудированию
- Обучение говорению
- 2.3.Классификация речи на продуктивную и репродуктивную.
- 2.2.Классификация речи на подготовленную и неподготовленную.
- 2.4.Классификация речи по принципу количества коммуникантов:
- Цели и содержание обучения говорению в сш.
- 4Методика обучения говорению.
- Принципы ситуативности
- Обучение монологу.
- Обучение диалогической речи.
- Контроль речевых умений
- Обучение чтению
- 7 Недостатки в обучении чтению:
- Урок как основной компонент учебного процесса
- (Речевой )Навык