logo search
КУРС ЛЕКЦИЙ поРЯиКР

4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры

Само слово культура пришло к нам из латинского языка, и его первоначальное значение – возделывать почву. Но начиная с ХVIII в. его стали употреблять для характеристики человека, отличающегося изяществом манер, воспитанностью, эрудированностью: именно его называли культурным. Главным образом так характеризовали аристократов, чтобы подчеркнуть их отличие от «некультурного» простого народа. Однако позже, став термином, это слово приобрело обобщённое, внеклассовое значение.

Культура – это и процесс, и результат целенаправленной человеческой деятельности по усовершенствованию всех сфер жизни и самосовершенствованию. Другими словами, культура – это то материальное и духовное, что создано человеком (в отличие от природных вещей и явлений). Многогранный феномен культуры изучает специальная наука культурология. Кроме научного определения, существует множество кратких характеристик культуры, данных известными деятелями прошлого. Вот некоторые из них: «Культура есть рост мира» (А.Блок); «Культура – производительное существование» (Б.Пастернак); «Культура – это язык, объединяющий человечество» и «среда, растящая и питающая личность» (П.Флоренский1).

Применительно к предмету «Русский язык и культура речи» наиболее актуальны следующие составляющие культуры:

 это специфическое свойство, отличающее человека от других живых существ;

 это способ адаптации человека к миру: к природе, к миру вещей и к миру людей;

 это определённый уровень развития общества, а также творческих способностей человека, который выражается в создаваемых им материальных и духовных ценностях, в типах и формах организации человеческой жизни и деятельности;  это исторически сложившаяся система этических и эстетических ориентиров: предпочтений, норм и запретов;

 это сфера применения и раскрытия духовного и творческого потенциала человека и в то же время совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни.

Что же понимается под совокупностью достижений? Это материальные (вещественные) и идеальные (духовные) результаты человеческой деятельности: технические устройства, архитектурные сооружения, выведенные породы животных и сорта растений, идеи и научные теории, произведения искусства, правила и навыки поведения в обществе и многое другое. Обобщённо говоря, в культуре есть две стороны: объект деятельности и сама деятельность, а любой предмет, созданный человеком, является частью культуры.

Каково же предназначение культуры, её функции? Ответ на этот вопрос содержится в табл. 4.1.

Таблица 4.1