2. Сравнительно-исторический метод
Если в основу классификации языковедческих методов положить цель исследования, то можно выделить следующие методы: описательный, сравнительно-исторический, таксономический, типологический и некоторые другие. Рассмотрим сравнительно-исторический и таксономический методы.
Генетически языки обнаруживают ту или иную степень родства между собой, причем родство по происхождению обусловливает определенную схожесть в закономерностях развития. Учет этого момента и лежит в основе сравнительно-исторического метода, возникшего в XIX веке.
Сравнительно-исторический метод (СИМ) представляет собой совокупность исследовательских приемов, направленных на решение следующих задач:
Установление генетического родства между различными языками определенного ареала;
Объяснение генетической общности определенных языков на основе постулата их происхождения из общего источника (праязыка);
Объяснение причин и условий распада праязыка, образование отдельных языков.
Фундаментальное положение сравнительно-исторического метода: родственные языки, образовавшиеся из одного источника, типологически и материально едины, связаны постоянными звуковыми и морфологическими соответствиями, но развиваются они не симметрично, что и позволяет их сравнивать.
Основные приемы сравнительно-исторического метода:
генетического отождествления фактов,
лингвистической хронологии,
внешней реконструкции,
лингвистической географии.
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература