Типы упражнений при обучении грамматике
Грамматический материал (формы и конструкции) в рамках занятия по русскому языку как иностранному на начальном этапе должен быть представлен с разных сторон:
как единица представления учебного материала (речевой образец);
как единица, подлежащая контролю с точки зрения пони мания (презентация в микротексте);
как единица, подлежащая обработке (презентация в систе ме упражнений);
как единица употребления в акте коммуникации.
Конечной целью учащегося является выход в акт реальной коммуникации. Это невозможно без предварительной выработки навыков использования, производимой в упражнениях, различных по своим целям и задачам, а также по структуре, объeму, степени самостоятельности учащегося.
Грамматические навыки учащегося подразделяются на языковые и речевые. Они взаимообусловлены и взаимосвязаны. Игнорирование первичного этапа (выработка языковых грамматических навыков) неизбежно приведет не только к загрязнению речи учащегося, но и к разрушению полноценности акта коммуникации, к потере и искажению смысла. В связи с этим необходимо определить систему упражнений, направленных на создание полноценной грамматической базы.
Т акая система упражнений может быть представлена следующим образом:
у
– уровень выработки языковых грамматических навыков;
– уровень выработки речевых грамматических навыков.
пражнение на пониманиеупражнения по отработке
упражнения по использованию
Упражнения на понимание — это упражнения, в которых исключен элемент самостоятельного творчества. Количество самостоятельно производимых операций сведено к минимуму. В то же время эти упражнения должны иметь коммуникативную ориентацию и не носить сугубо формальный характер. Задания могут быть сформулированы следующим образом:
Выразите свое согласие.
Образец: Вы живете в Москве? — Да, в Москве. У него есть словарь? — Да, у него есть словарь.
Или: Уточните сказанное.
Образец: Он живет в Москве — Где он живет? В Москве?
На первый взгляд, упражнения этого типа настолько просты, что у начинающих преподавателей может возникнуть искушение пренебречь ими. Однако пользу этих упражнений на начальном этапе трудно переоценить, если не забывать, что русский язык как иностранный — один из сложнейших языков мира, и психологическая нагрузка на учащегося на уроке осмысления грамматических явлений ложится огромная. Первоначальное осмысление фактов языка значительно сэкономит время на всех последующих этапах изучения русского языка как иностранного.
Упражнения по отработке, автоматизации навыков использования грамматических форм или конструкций могут быть представлены в нескольких разновидностях. Предлагают следующие типы упражнений:
имитативные: У вас лекция в два часа? — Да, в два часа. Вы живете в Москве? — Да, в Москве;
подстановочные, т. е. на подстановку другой лексической единицы, употребляемой в той же форме: У вас лекция в два часа? — Нет, в пять часов;
трансформационные, т. е. упражнения на изменение формы грамматической единицы: Куда вы ездили? В Киев? — Нет, в Киев я уже ездил. / Нет, в Киеве я уже был;
репродуктивные, т. е. упражнения на продуцирование высказываний с использованием изучаемой формы (упражнения данного типа близки к упражнениям высшего уровня — речевым, т. е. упражнениям на использование грамматических единиц): Угадайте, где сейчас Джон? — В библиотеке, в кино, в гостях... Когда Джон приедет в Москву? — Завтра, через три дня, в воскресенье...
Упражнения на использование грамматических единиц в акте коммуникации представляют собой заключительный этап отработки грамматических навыков и подводят учащихся к условному акту коммуникации. Следующий этап — акт реальной коммуникации вне аудитории.
Особенностью данного типа упражнений является отсутствие заданности языковой формы. Учащийся получает свободу действия, что позволяет создать условия имитации реальной ситуации общения. Задания могут быть сформулированы следующим образом:
ситуативные упражнения: Договоритесь о том, когда вы пойдете в гости; Договоритесь о том, как вы проведете воскресенье;
игровые упражнения: Представьте себе, что вы покупатель в магазине одежды, в поликлинике, что вы работник службы информации на вокзале.
Целесообразно ориентировать упражнения на определенную ситуацию, например изучение локативного значения форм винительного падежа существительных или употребление глаголов движения в рамках разговорной темы «Город, в котором я живу». Такая комплексная лексико-грамматическая подача материала на начальном этапе изучения русского языка как иностранного — сильнейший стимул усвоения грамматического материала, соответствует принципу коммуникативности в обучении.
В системе упражнений должны быть представлены уровни, различающиеся по степени возрастания самостоятельности операций: от простой имитации до создания самостоятельных высказываний на заданную тему. Пренебрежение отдельными этапами в выработке навыков использования грамматических «диниц приводят к снижению уровня знаний учащихся. Однако представленный список типов заданий отнюдь не является накрытым и может быть расширен и дополнен.
Вот как проводится работа над достаточно трудной в иностранной аудитории, на продвинутом этапе в частности, темой «Вид глагола».
Предварительно объясняется, что в высказываниях с определенной группой глаголов несовершенного вида в прошедшем времени может выражаться значение аннулированности результата действия к моменту речи. Показывается, глаголы какой группы могут выражать в определенных ситуациях данное значение. Это могут быть глаголы движения типа приходить, уходить, подходить, отходить, заходить, входить и др., а также глаголы, содержащие в своей семантике элемент движения, предполагающий возможность обратного действия, типа дать — н.штъ обратно, сесть — встать, лечь — встать и др., в таком случае глаголы несовершенного вида, такие как давать, садиться, ложиться — могут передавать при употреблении в соответствующих высказываниях значение аннулированности результата действия: Кто садился на мой стул? Я сегодня ложился после обеда на пять минут отдохнуть, а потом снова сел за работу.
Задание 1. Объясните употребление видовой формы выделен-мых глаголов.
1 )В комнате холодно. Наверное, кто-то открыл окно. Нет. Окно закрыто.
- Это я открывал окно перед вашим приходом.
2) Какая сегодня погода? Ты ходила на улицу?
— Да, я выходила. Довольно прохладно. Я надевала плащ.
3) Где мой словарь? Вот он. Я брала его, чтобы посмотреть одно слово.
Задание 2. Употребите в ответах данный глагол. Выберите видовую форму.
1) — Где моя ручка? (брать — взять)
— Вот она. Я .... чтобы записать номер телефона.
— Не знаю. Наверное, кто-то
2) Где магнитофон? — Вот он. Его учительница из
другого класса.
— Его учитель французского языка. Вернет после урока.
Задание 3. Выберите нужную форму вида глагола.
Вчера я (надевать — надеть) плащ, а сегодня тепло, и я пойду без плаща.
На прошлой неделе у меня был день рождения, ко мне
(проходить — пройти) друзья.
3) В прошлом году к нам (приехать — приезжать) гости из Венгрии. Они были у нас три недели в июне.
Задание 4. Употребите в высказываниях глаголы приходить, ставить, класть, включать, подходить — со значением анну-лированности результата действия.
Отец был дома? — Да, он
Где ваза с цветами? Ведь я ее на окно.
— Я переставил вазу на столик, с окна она могла упасть.
3) Где мои книги? Я их на этот стол.
- Я положил их на полку.
4) Почему не включили телевизор?
—Я но ничего интересного не передают.
- Русский язык как иностранный
- Авторы:
- 1. Общие вопросы теории преподавания
- 2. Обучение аспектам русского языка
- 3. Актуальные проблемы теории
- Предисловие
- Литература
- Вопросы и задания
- Основные понятия методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Психологические основы методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Лингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Социолингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- 1.6. Обучение речевой деятельности Специфика речевой деятельности в системе обучения языку
- Вопросы и задания
- Аудирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Говорение
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Государственные образовательные стандарты как руководство к владению видами речевой деятельности
- Часть I. Требования к конкретному уровню общего владения русским языком как иностранным.
- Часть II. Образец типового теста по русскому языку как иностранному. (Соответствующий сертификационный уровень.)
- Литература
- Обучение аспектам русского языка как иностранного
- 2.1. Фонетика русской речи
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.2. Грамматика
- Типы упражнений при обучении грамматике
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.3. Лексика Методические принципы организации лексического материала
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.4. Стилистика
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.5. Лингвострановедение
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.6. Лингвокультурология
- Лингвокультурология в кругу смежных дисциплин
- Антропоцентрическая сущность лингвокультурологии как научной филологической дисциплины
- Аксиологическая направленность лингвокультурологии как филологической дисциплины
- Лингвокультурологический аспект процесса обучения русскому языку как иностранному
- Литература
- Вопросы и задания
- 3. Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному
- 3.1. Основные методы научно-методического исследования
- Эксперимент с двумя независимыми переменными
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.2. Инновационные технологии в методике обучения рки Словарь понятий
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.3. Современные технические средства обучения рки
- Средства обучения
- Аудиосредства
- Аудиовидеосредства
- Мультимедийные средства
- Средства обучения и коммуникационные технологии
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.4.Тестирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература ко всему курсу
- Программа базового для магистрантов курса «Введение в лингвокультурологию» (52 аудиторных часа)*