logo search

Типы упражнений при обучении грамматике

Грамматический материал (формы и конструкции) в рамках занятия по русскому языку как иностранному на начальном эта­пе должен быть представлен с разных сторон:

Конечной целью учащегося является выход в акт реальной коммуникации. Это невозможно без предварительной выработ­ки навыков использования, производимой в упражнениях, различных по своим целям и задачам, а также по структуре, объeму, степени самостоятельности учащегося.

Грамматические навыки учащегося подразделяются на язы­ковые и речевые. Они взаимообусловлены и взаимосвязаны. Иг­норирование первичного этапа (выработка языковых грамма­тических навыков) неизбежно приведет не только к загрязне­нию речи учащегося, но и к разрушению полноценности акта коммуникации, к потере и искажению смысла. В связи с этим необходимо определить систему упражнений, направленных на создание полноценной грамматической базы.

Т акая система упражнений может быть представлена сле­дующим образом:

  1. у

    – уровень выработки языковых грамматических навыков;

    – уровень выработки речевых грамматических навыков.

    пражнение на понимание

  2. упражнения по отработке

  3. упражнения по использованию

Упражнения на понимание — это упражнения, в которых ис­ключен элемент самостоятельного творчества. Количество само­стоятельно производимых операций сведено к минимуму. В то же время эти упражнения должны иметь коммуникативную ориентацию и не носить сугубо формальный характер. Задания могут быть сформулированы следующим образом:

Выразите свое согласие.

Образец: Вы живете в Москве? — Да, в Москве. У него есть словарь? Да, у него есть словарь.

Или: Уточните сказанное.

Образец: Он живет в Москве Где он живет? В Москве?

На первый взгляд, упражнения этого типа настолько просты, что у начинающих преподавателей может возникнуть искуше­ние пренебречь ими. Однако пользу этих упражнений на началь­ном этапе трудно переоценить, если не забывать, что русский язык как иностранный — один из сложнейших языков мира, и психологическая нагрузка на учащегося на уроке осмысле­ния грамматических явлений ложится огромная. Первоначаль­ное осмысление фактов языка значительно сэкономит время на всех последующих этапах изучения русского языка как ино­странного.

Упражнения по отработке, автоматизации навыков исполь­зования грамматических форм или конструкций могут быть представлены в нескольких разновидностях. Предлагают сле­дующие типы упражнений:

Упражнения на использование грамматических единиц в ак­те коммуникации представляют собой заключительный этап отработки грамматических навыков и подводят учащихся к ус­ловному акту коммуникации. Следующий этап — акт реальной коммуникации вне аудитории.

Особенностью данного типа упражнений является отсутст­вие заданности языковой формы. Учащийся получает свободу действия, что позволяет создать условия имитации реальной си­туации общения. Задания могут быть сформулированы следую­щим образом:

Целесообразно ориентировать упражнения на определенную ситуацию, например изучение локативного значения форм ви­нительного падежа существительных или употребление глаго­лов движения в рамках разговорной темы «Город, в котором я живу». Такая комплексная лексико-грамматическая подача материала на начальном этапе изучения русского языка как иностранного — сильнейший стимул усвоения грамматического материала, соответствует принципу коммуникативности в обу­чении.

В системе упражнений должны быть представлены уровни, различающиеся по степени возрастания самостоятельности операций: от простой имитации до создания самостоятельных высказываний на заданную тему. Пренебрежение отдельными этапами в выработке навыков использования грамматических «диниц приводят к снижению уровня знаний учащихся. Одна­ко представленный список типов заданий отнюдь не является накрытым и может быть расширен и дополнен.

Вот как проводится работа над достаточно трудной в ино­странной аудитории, на продвинутом этапе в частности, темой «Вид глагола».

Предварительно объясняется, что в высказываниях с опре­деленной группой глаголов несовершенного вида в прошедшем времени может выражаться значение аннулированности резуль­тата действия к моменту речи. Показывается, глаголы какой группы могут выражать в определенных ситуациях данное значение. Это могут быть глаголы движения типа приходить, уходить, подходить, отходить, заходить, входить и др., а так­же глаголы, содержащие в своей семантике элемент движения, предполагающий возможность обратного действия, типа дать н.штъ обратно, сесть встать, лечь — встать и др., в таком случае глаголы несовершенного вида, такие как давать, са­диться, ложиться — могут передавать при употреблении в со­ответствующих высказываниях значение аннулированности результата действия: Кто садился на мой стул? Я сегодня ло­жился после обеда на пять минут отдохнуть, а потом снова сел за работу.

Задание 1. Объясните употребление видовой формы выделен-мых глаголов.

1 )В комнате холодно. Наверное, кто-то открыл окно. Нет. Окно закрыто.

- Это я открывал окно перед вашим приходом.

2) Какая сегодня погода? Ты ходила на улицу?

Да, я выходила. Довольно прохладно. Я надевала плащ.

3) Где мой словарь? Вот он. Я брала его, чтобы посмотреть одно слово.

Задание 2. Употребите в ответах данный глагол. Выберите видовую форму.

1) — Где моя ручка? (брать — взять)

Вот она. Я .... чтобы записать номер телефона.

Не знаю. Наверное, кто-то

2) Где магнитофон? Вот он. Его учительница из

другого класса.

Его учитель французского языка. Вернет после урока.

Задание 3. Выберите нужную форму вида глагола.

  1. Вчера я (надевать надеть) плащ, а сегодня тепло, и я пойду без плаща.

  2. На прошлой неделе у меня был день рождения, ко мне

(проходить пройти) друзья.

3) В прошлом году к нам (приехать приезжать) гости из Венгрии. Они были у нас три недели в июне.

Задание 4. Употребите в высказываниях глаголы приходить, ставить, класть, включать, подходить — со значением анну-лированности результата действия.

  1. Отец был дома? — Да, он

  2. Где ваза с цветами? Ведь я ее на окно.

Я переставил вазу на столик, с окна она могла упасть.

3) Где мои книги? Я их на этот стол.

- Я положил их на полку.

4) Почему не включили телевизор?

Я но ничего интересного не передают.