3.Особенности pr как разновидности коммуникации. Pr и маркетинг
Коммуникацией (от лат. communicatio - сообщение, разговор, передача) называют процесс взаимодействия субъектов на основе обмена информацией и непосредственного общения, а также используемые при этом средства связи - формы, способы, каналы-взаимодействия (4, 131). В своей основе структура коммуникации такова: коммуникатор (источник, адресант), реципиент (объект, адресат, получатель), информация («послание», содержание), а также передатчик и приемник, неизбежно эту информацию фильтрующие.
Различают несколько форм политической коммуникации: лингвистическую, жестикуляционную, музыкальную, пиктографическую, цветовую.
Политической коммуникацию делают принадлежность ее источника, содержания или объекта к сфере политики, передача «послания», значимого для функционирования политической системы. Политическая коммуникация - необходимое условие существования любого политического института, ибо она неразрывно связана с формированием символического представления о власти, борьбой за обладание ею, осуществлением властных функций.
Как уже отмечалось, в зависимости от техники коммуникации различают большие исторические эпохи: эпоху устной коммуникации, когда главными коммуникаторами выступали вожди, старейшины, колдуны, в качестве «посланий» использовались мифы и легенды; эпоху письменной коммуникации, главными фигурами которой являлись писцы, а позже - печатники, книгоиздатели, газетчики; сегодня мир живет в аудиовизуальную эпоху, когда коммуникация немыслима без электронных СМИ -прежде всего телевидения, а также телекоммуникационных систем - спутниковой и компьютерной связи. В настоящее время коммуникация изучается на основе теории информационного общества (Д.Белл, З.Бжезинский и др.), которая рассматривает средства информации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. Второй современный подход к изучению коммуникации сложился в рамках так называемой «понимающей социологии», утверждающей, что основным результатом коммуникации является взаимопонимание между людьми.
Началом изучения политической коммуникации в современном обществе стали исследования пропаганды, широко использовавшейся государствами, участвовавшими в Первой мировой войне. Именно тогда новые средства воздействия - пресса и кино - стали применяться для продвижения в обществе идей патриотизма, помощи армии, восстановления утраченного в результате военных действий экономического потенциала и т.д. В 1920-1930-е гг. понятия «коммуникация» и «пропаганда» становятся синонимами в значительной степени благодаря классику американской социологии Г.Лассуэлу, одна из книг которого была переведена в 1929 г. на русский язык (2).
В подавляющем большинстве современных работ пропаганда рассматривается как в высшей степени манипулятивная, однонаправленная и принудительная коммуникация. При этом необходимо отметить, что вера в несокрушимую силу пропагандистского воздействия, осуществляемого в демократических странах посредством СМИ, была сильно поколеблена в результате исследований, проведенных еще в 1940-х гг. П.Лазарсфельдом, Б.Берельсоном и Г.Годе, работавшими в отделе прикладных социальных исследований при Колумбийском университете США и установившими, что люди обладают способностью сопротивляться пропаганде особенно по мере того, как получаемые ими «послания» вступают в конфликт с уже приобретенными убеждениями и сформировавшимся мнением, а также нормами социальной группы, к которой принадлежит реципиент, или референтной группы, на которую он ориентируется (6). Этими же авторами было выдвинуто понятие «двух-шаговой» коммуникации - т.е. получения реципиентом политического «послания», прошедшего предварительное тестирование со стороны небольшой группы людей, имеющих влияние на реципиента и являющихся так называемыми «лидерами мнения».
- Связи с общественностью в системе политической коммуникации
- 1.Политическая коммуникация: понятие, функции, модели
- 2. Виды и функции политической коммуникации
- 3.Особенности pr как разновидности коммуникации. Pr и маркетинг
- 2. Виды и функции политической коммуникации
- 3.Особенности pr как разновидности коммуникации. Pr и маркетинг
- Литература