logo search
ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКИ

Урок как основной компонент учебного процесса

ПЛАН:

  1. Требования к уроку ИЯ.

  2. Типы уроков

  3. Задачи урока ИЯ.

  4. Структура урока и ее компоненты

  5. Организация урока

    • Распределение времени

    • Приемы варьирования урока

    • Распределение материала на уроке

    • Речь учителя

    • Работа над ошибками

  6. Логика урока ИЯ.

    1. Требования к уроку ИЯ.

  1. Максимальная активность уч-ся в процессе урока. Процесс обучения – двусторонний.

  2. Целенаправленность урока. У каждого урока д.б. своя задача, которая соотносится с основной целью обучения ИЯ. Цель урока обусловливает выбор материала для обучения. Ошибка: выбирая материал, учитель не задумываясь берет все упражнения из учебника от и до. Следует учитывать main idea.

  3. Обязательность контроля и оценки. Все, что задает учитель, д.б. проконтролировано ( либо нет мотивации у уч-ся). Нужно задавать столько, сколько реально проверить. Обязательно оценить вклад каждого уч-ся в урок. Каждый уч-ся д. услышать оценку своей деятельности. Это стимулирует уч-ся. Он видит личную заинтересованность.

  4. Обязательность воспитательного аспекта урока. Воспитывающий аспект реализуется при помощи используемого материала. Большую роль играет личность учителя, его действия, поведение.

  5. Урок должен строится в оптимальном режиме., т.е. ритм урока д.б. оптимальным, должен устраивать всех уч-ся. Создание оптимального режима достигается посредством 1) разных заданий для уч-ся и 2) реализации индивидуального режима (принцип индивидуализации). Оптимальный режим обеспечит активность уч-ся.

  6. Структура урока не д.б. жесткой, трафаретной.Но!! Жесткость структуры урока имеет свои «+» ( уч-ся привыкают к самому ходу урока, к режиму занятий, на этом экономится время) и «-» (пропадает интерес, угасание мотивации).

2. Типы уроков

Специализированный комбинированный

Сочетает в себе несколько дидактич. Задач . «+» - образование максимальной возможности структурных вариантов.

«-» формальное распределение времени.

На практике учитель использует оба типа.

Уроки ИЯ:

Речевые:

Формируют или развивают навыки и умения в конкретном виде РД. И далее подразделяются в зависимости от РД на:

речевые- комбинированные:

их цель сообщения языковых знаний или введение языкового материала и формирование соответствующих навыков. Они аспектны: уроки лексики, грамматики, фонет.

3.Структура урока и ее компоненты

Необходимо выделить основные элементы, которые присутствуют на каждом уроке.

  1. Организац. Момент ( приветствие, разговор с «дежурным», постановка цели): все то, что настраивает уч-ся на уч. Процесс.

  2. Действие с языковым материалом (упражнения). Основная часть урока.

  3. Объяснение домашнего задания. Необязательно в конце урока, м.б. в любой момент урока в соответствии с его логикой. Этот элемент (д.з.)– связующее звено между предыд. и послед. уроками.

  4. Подведение итогов.

  5. Учитель должен подвести черту, сказать чего достигли уч-ся, оценить вклад каждого уч-ся. Не должно происходить после звонка.

5Организация урока

1)Первые 20 мин. являются самыми эффективными. Самые сложные элементы урока д.б. отработаны в это время. Психологи советуют вернуться к материалу ч\з 15 мин. после его введения. Также к введенному материалу следует вернуться ч/з 8-9 часов, т.е. д/з нужно выполнять в этот же день. След. возвращение к материалу ч/з 24 часа. При распределении времени на уроке учитель должен принимать во внимание необходимость пауз, чтобы перейти с одного вида деятельности на другой. Чтобы уч-ся обдумали какой-либо вопрос, но паузы не д.б. слишком долгие.

2)учитель д. варьировать уроки. Средства варьирования урока:

Средства варьирования урока обеспечивают мотивацию уч-ся, способствуют созжания гибкого урока.

    1. рекомендации по распределению материала на уроке:

6. Речь учителя.

Сколько времени должна занимать речь учителя?

Пассов считает, что учитель может говорить только 10% от всего времени урока.

Амер.методика – учитель говорит около 90% урока. Уч-ся слушают и впитывают то, что он говорит. Плюс – уч-ся слушают правильную речь

Минус – меньше практики у уч-ся.

Время говорения учителя не должно превышать совокупного времени говорения уч-ся. Так обеспечивается возможность тренировки самими уч-ся.

1)Речь учителя д.б. образцовой в языковом плане, учитель не должен допускать незаконченных, неоформленных фраз. Т.е. если фраза не сразу оформляется, лучше продумать, потом сказать

2)Речь учителя должна протекать в нормальном темпе, чтобы уч-ся постепенно привыкали к живой речи. Можно варьировать темп с помощью пауз, темп может убыстряться, но не должен восприниматься как искусственный, не должен замедляться.

3)учитель должен пользоваться единой терминологией.

E.g Passive - Пассив, страдательный залог

Лекция Мазунова Л.К.

Требования к уроку

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАЛИЧИЕ МНОЖЕСТВА МЕТОДОВ оия

  1. Социальный (изменившиеся условия, открытие «железного занавеса», социальный заказ).

  2. технический (компьютер, интернет)

  3. появление новых исследований в естественных и гуманитарных науках)

Пригожин: синергетический подход (о работе сложных систем) системы самоорганизующейся.

Физическая теория эволюции (в основе эволюции лежат процессы информационные).

Основные методы ОИЯ: а) сознательно-практический, б) методика активизации резервных возможностей личности и коллектива, в) коммуникативный, г) концепция социально-культурного образования.

РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ И РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

А. А. Леонтьев полагает, что речевыми навыками следует считать речевые операции, выполнение которых доведено до степени совершенства. Т.е. навык предполагает способность к совершению автоматизированных операций или их сочетания, которые в любой момент могут быть реализованы.

В методике ОИЯ навыки связаны с освоением Ф, Л. Г. сторон речи, т.е. с обучением различным аспектам языка и речи.

Но, по мнению А.А, Леонтьева для осуществления общения недостаточно только сформированных речевых навыков. Необходимы еще и речевые умения, которые предполагают творческую деятельность, связанную с использованием воображения, эмоций, мышления. В каждой конкретной речевой ситуации речевые умения могут проявляться по-разному. Они могут предполагать учет не просто норм языковой грамотности, но и степени формальности общения etc.

Иногда для достижения данного эффекта необходимо намеренное нарушение норм грам, лексич, фонет. оформления речи (достижение комического эффекта). При изучении ИЯ далеко не все могут достичь уровня речевых умений. ( Соловова)

(Словарь с. 89) Идея С.Л. Рубинштейна о подразделении действий человека на сознательные и автоматические привела к дифференциации навыков и умений, которая в 50-е годы была перенесена в отечественную методику ОИЯ.

Основные критерии сформированности навыка –

Шатилов выделяет этапы:

Ориентировочно-подготовительный

Стереотипизирующе-ситуативный

Варьирующе-ситуативный