Урок как основной компонент учебного процесса
ПЛАН:
Требования к уроку ИЯ.
Типы уроков
Задачи урока ИЯ.
Структура урока и ее компоненты
Организация урока
Распределение времени
Приемы варьирования урока
Распределение материала на уроке
Речь учителя
Работа над ошибками
Логика урока ИЯ.
Требования к уроку ИЯ.
Максимальная активность уч-ся в процессе урока. Процесс обучения – двусторонний.
Целенаправленность урока. У каждого урока д.б. своя задача, которая соотносится с основной целью обучения ИЯ. Цель урока обусловливает выбор материала для обучения. Ошибка: выбирая материал, учитель не задумываясь берет все упражнения из учебника от и до. Следует учитывать main idea.
Обязательность контроля и оценки. Все, что задает учитель, д.б. проконтролировано ( либо нет мотивации у уч-ся). Нужно задавать столько, сколько реально проверить. Обязательно оценить вклад каждого уч-ся в урок. Каждый уч-ся д. услышать оценку своей деятельности. Это стимулирует уч-ся. Он видит личную заинтересованность.
Обязательность воспитательного аспекта урока. Воспитывающий аспект реализуется при помощи используемого материала. Большую роль играет личность учителя, его действия, поведение.
Урок должен строится в оптимальном режиме., т.е. ритм урока д.б. оптимальным, должен устраивать всех уч-ся. Создание оптимального режима достигается посредством 1) разных заданий для уч-ся и 2) реализации индивидуального режима (принцип индивидуализации). Оптимальный режим обеспечит активность уч-ся.
Структура урока не д.б. жесткой, трафаретной.Но!! Жесткость структуры урока имеет свои «+» ( уч-ся привыкают к самому ходу урока, к режиму занятий, на этом экономится время) и «-» (пропадает интерес, угасание мотивации).
2. Типы уроков
Специализированный комбинированный
решает только одну из 3-х дидактических задач : представление, закрепление, контроль
«+» спец. урок концентрируется на 1- и из этих задач и не отвлекает уч-ся на другие.
Сочетает в себе несколько дидактич. Задач . «+» - образование максимальной возможности структурных вариантов.
«-» формальное распределение времени.
На практике учитель использует оба типа.
Уроки ИЯ:
Речевые:
Формируют или развивают навыки и умения в конкретном виде РД. И далее подразделяются в зависимости от РД на:
уроки чтения
говорения
письма
аудирования
речевые- комбинированные:
их цель сообщения языковых знаний или введение языкового материала и формирование соответствующих навыков. Они аспектны: уроки лексики, грамматики, фонет.
3.Структура урока и ее компоненты
Необходимо выделить основные элементы, которые присутствуют на каждом уроке.
Организац. Момент ( приветствие, разговор с «дежурным», постановка цели): все то, что настраивает уч-ся на уч. Процесс.
Действие с языковым материалом (упражнения). Основная часть урока.
Объяснение домашнего задания. Необязательно в конце урока, м.б. в любой момент урока в соответствии с его логикой. Этот элемент (д.з.)– связующее звено между предыд. и послед. уроками.
Подведение итогов.
Учитель должен подвести черту, сказать чего достигли уч-ся, оценить вклад каждого уч-ся. Не должно происходить после звонка.
5Организация урока
1)Первые 20 мин. являются самыми эффективными. Самые сложные элементы урока д.б. отработаны в это время. Психологи советуют вернуться к материалу ч\з 15 мин. после его введения. Также к введенному материалу следует вернуться ч/з 8-9 часов, т.е. д/з нужно выполнять в этот же день. След. возвращение к материалу ч/з 24 часа. При распределении времени на уроке учитель должен принимать во внимание необходимость пауз, чтобы перейти с одного вида деятельности на другой. Чтобы уч-ся обдумали какой-либо вопрос, но паузы не д.б. слишком долгие.
2)учитель д. варьировать уроки. Средства варьирования урока:
Темп
Варьировать можно организацию работы (индивидуальная, групповая, фронтальная). Варьируя эти виды работы, учитель повышает мотивацию уч-ся
Отрабатываемые виды РД, навыки и формы речи
При помощи введения трудностей: какие-то упр-ия лишены трудностей, потом они постепенно вводятся
Темы. Разные темы, которые способствуют повышению мотивацию
Настрой. Сначала настроить на очень серьезный лад, затем можно расслабить уч-ся
Виды деятельности: можно использовать дискуссии, пресс-конференции…
задания: какие-то задания м. исходить от учителя, некоторые – от учеников.
Средства варьирования урока обеспечивают мотивацию уч-ся, способствуют созжания гибкого урока.
рекомендации по распределению материала на уроке:
в начале урока д. находиться более сложные задания
если используются оживленные формы урока и менее оживленные, то первыми идут не требующие оживления, а требующие сосредоточенности, внимания
учитель д. обязательно продумывать переходы от одного этапа урока к другому. Переходы д.б. логичными. Урок д. б. грамотно выстроен.
В начале и в конце урока необходимо организовать весь класс. В начале и в конце нежелательны индивидуальные виды заданий.
Заканчивать урок необходимо на благоприятной ноте.
6. Речь учителя.
Сколько времени должна занимать речь учителя?
Пассов считает, что учитель может говорить только 10% от всего времени урока.
Амер.методика – учитель говорит около 90% урока. Уч-ся слушают и впитывают то, что он говорит. Плюс – уч-ся слушают правильную речь
Минус – меньше практики у уч-ся.
Время говорения учителя не должно превышать совокупного времени говорения уч-ся. Так обеспечивается возможность тренировки самими уч-ся.
1)Речь учителя д.б. образцовой в языковом плане, учитель не должен допускать незаконченных, неоформленных фраз. Т.е. если фраза не сразу оформляется, лучше продумать, потом сказать
2)Речь учителя должна протекать в нормальном темпе, чтобы уч-ся постепенно привыкали к живой речи. Можно варьировать темп с помощью пауз, темп может убыстряться, но не должен восприниматься как искусственный, не должен замедляться.
3)учитель должен пользоваться единой терминологией.
E.g Passive - Пассив, страдательный залог
Лекция Мазунова Л.К.
Требования к уроку
Основной целью урока является не сообщение знаний, а формирование речевых навыков и умений.
Содержанием урока должен быть определенный комплекс упражнений, выполняемый в строгой последовательности, отражающей психологические закономерности формирования речевых навыков и умений. Языковым знаниям отводится вспомогательная роль.
Урок должен иметь воспитательную и образовательную направленность. Своим содержанием и формой проведения урок должен развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор, воспитывать чувство интернационализма.
При планировании урока учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся и задачи соответствующей ступени обучения.
Методическая структура и содержание урока должны быть адекватны его цели и сопутствующим задачам.
Организация языкового материала должна быть комплексной. За единицу обучения принимается речевые образцы, отражающие различные ВРД (диалогическая речь, монологическая речь), уровень сформированности соответствующих речевых навыков и умений и возможные трудности нового языкового материала. На 1-ой стадии используется РО на уровне предложения или диалогического единства, а на последующей – РО на уровне сочетания логически и тематически связанных высказываний (монолог и диалог).
Для обучения каждому ВРД должен быть свой комплекс упражнений.
Речевая практика (упражнения) должна имитировать процесс речевого общения, т.е. иметь коммуникативную направленность, мотивированность и ситуативную обусловленность, при разумном сочетании языковых и речевых упражнений в зависимости от стадии владения, ступени обучения, характера трудностей языкового материала и ВРД.
Урок должен включать определенный материал для повторения. Форма повторения зависит от цели урока и его содержания.
Деятельность учителя должна вызывать интерес и познавательную активность учащихся. Это достигается как содержанием материала, так и специально подобранными формами работы, а также системой наглядных пособий и ТСО.
Эффективность урока определяется степенью речевой активности учащихся. Повышение речевой активности достигается путем использования различных коммуникативно направленных упражнений, правильного сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной работы, включения в урок элементов игры, соревнования, песни и т.п.
Урок должен предусматривать систематический и планомерный контроль за качеством знаний, навыков и умений и способствовать осуществлению дифференцированного подхода к обучению учащихся ИЯ с учетом уровня их обученности и их познавательных возможностей. Контроль должен носить обучающий характер. Выбор приема контроля зависит от цели и содержания урока.
Содержание урока должно готовить учащихся к выполнению домашнего задания.
Урок должен проводится на ИЯ в доступных для понимания учащихся формах.
Урок ИЯ является лишь частью определенной системы уроков и отражает определенный этап работы по овладению тем или иным языковым материалом в РД.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАЛИЧИЕ МНОЖЕСТВА МЕТОДОВ оия
Социальный (изменившиеся условия, открытие «железного занавеса», социальный заказ).
технический (компьютер, интернет)
появление новых исследований в естественных и гуманитарных науках)
Пригожин: синергетический подход (о работе сложных систем) системы самоорганизующейся.
Физическая теория эволюции (в основе эволюции лежат процессы информационные).
Основные методы ОИЯ: а) сознательно-практический, б) методика активизации резервных возможностей личности и коллектива, в) коммуникативный, г) концепция социально-культурного образования.
РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ И РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ
А. А. Леонтьев полагает, что речевыми навыками следует считать речевые операции, выполнение которых доведено до степени совершенства. Т.е. навык предполагает способность к совершению автоматизированных операций или их сочетания, которые в любой момент могут быть реализованы.
В методике ОИЯ навыки связаны с освоением Ф, Л. Г. сторон речи, т.е. с обучением различным аспектам языка и речи.
Но, по мнению А.А, Леонтьева для осуществления общения недостаточно только сформированных речевых навыков. Необходимы еще и речевые умения, которые предполагают творческую деятельность, связанную с использованием воображения, эмоций, мышления. В каждой конкретной речевой ситуации речевые умения могут проявляться по-разному. Они могут предполагать учет не просто норм языковой грамотности, но и степени формальности общения etc.
Иногда для достижения данного эффекта необходимо намеренное нарушение норм грам, лексич, фонет. оформления речи (достижение комического эффекта). При изучении ИЯ далеко не все могут достичь уровня речевых умений. ( Соловова)
(Словарь с. 89) Идея С.Л. Рубинштейна о подразделении действий человека на сознательные и автоматические привела к дифференциации навыков и умений, которая в 50-е годы была перенесена в отечественную методику ОИЯ.
Основные критерии сформированности навыка –
автоматизм
устойчивость
гибкость
безошибочность
соответствие норме языка
оптимальная скорость выполнения.
Шатилов выделяет этапы:
Ориентировочно-подготовительный
Стереотипизирующе-ситуативный
Варьирующе-ситуативный
- 2. Методика и ее базисные науки. Роль этих наук в развитии методики. Связь методики оия со смежными науками.
- Психология речи - методика –
- 3. Цели и содержание обучения иностранным языкам в средней школе. Динамика целей (в советской школе).
- 4. Методические принципы обучения иностранным языкам (словарь с. 23)
- Частнометодические принципы
- Семинар 2 основные методические категории и понятия
- Базисные категории м:
- 4 Подхода:
- Речевое умение
- Знание –
- Упражнение –
- Семинар характеристика современных методов обучения ия
- 4 Подхода у св:
- Часть II. Обучение основам речевой деятельности раздел а. Формирование навыков. Семинар обучение произношению
- Произношение
- Задача:
- Содержание оп:
- Трудности.
- Принципы:
- Методика оп.
- Этапы овладения произношением
- Контроль -
- Может происходить при использовании любых вышеуказанных упр-ий
- Сложность обучения обусловлена определенными психофзиологическими особенностями:
- Упражнения:
- Литература
- Обучение лексике
- Любой говорящий производит 2 операции
- Работа над иноязычным словом должна обеспечить
- Приемы семантизации –
- У пражнения на применение лексики
- Обучение аудированию
- Обучение говорению
- 2.3.Классификация речи на продуктивную и репродуктивную.
- 2.2.Классификация речи на подготовленную и неподготовленную.
- 2.4.Классификация речи по принципу количества коммуникантов:
- Цели и содержание обучения говорению в сш.
- 4Методика обучения говорению.
- Принципы ситуативности
- Обучение монологу.
- Обучение диалогической речи.
- Контроль речевых умений
- Обучение чтению
- 7 Недостатки в обучении чтению:
- Урок как основной компонент учебного процесса
- (Речевой )Навык