logo search
КУРС ЛЕКЦИЙ поРЯиКР

Основные функции культуры

Функции

Комментарий

Коммуникативная

Культура даёт нам представление об устройстве окружающего мира – о том, из каких взаимосвязанных элементов он состоит

Аккумуля-тивная

Культура является особым способом фиксации социального опыта в виде разного рода текстов: философских, художественных, публицистических и т. д.

Аксиологи-ческая

Культура содержит образцы, помогающие нам понять, как следует относиться к тому, что нас окружает: к миру вещей и к миру людей

Когнитивная

Культура, давая образцы прекрасного в виде произведений искусства, помогает нам понимать это прекрасное. Она учит нас регулировать своё поведение в обществе в соответствии с общепринятыми нормами

Очевидно, что главные функции культуры совпадают с основными функциями языка и речи (подробнее о них см. лекцию № 1, § 1.4.).

Любой из нас одновременно является как «потребителем» культуры, так и её «производителем». Первое очевидно: в роли «потребителя» мы, руководствуясь нормами морали, следуя правилам этикета, соблюдая нормы литературного языка, используем выработанные культурой нормы и правила в своей повседневной практике. В роли же «производителя» культуры мы не только порождаем новые культурные объекты, но и воспроизводим, так или иначе интерпретируем, оцениваем то, что уже создано другими. Например, далеко не каждый из нас способен создать произведение искусства: написать роман, сочинить песню, изваять скульптуру. Однако все мы слушаем музыку, поём песни, читаем романы, любуемся мраморным изваянием, красивым зданием и т. д.

Во всех указанных выше случаях можно говорить о деятельности человека в сфере культуры. Таким образом, живя в мире культуры, мы оставляем после себя созданные своим трудом вещи и сооружения, произведения искусства, идеи, тексты и т. д., общаясь тем самым и с прошлым, и с настоящим, и с будущим. В этом состоит непрерывность и преемственность культуры.

Как же обеспечивается преемственность культуры?

Во-первых, передачей знаний, умений и навыков от учителя к ученику в рамках процесса образования. Во-вторых, передачей опыта через устную и письменную традицию: через систему норм поведения, предписаний и запретов. И, наконец, путём наследования системы идеалов и ценностей, которые выработаны предшествующими поколениями, имеют форму философских и религиозных концепций и реализуются в произведениях искусства.

Но если существует культура, то присутствуют и явления, тем или иным способом связанные с ней или противопоставленные ей. В первую очередь это цивилизация. Само слово цивилизация пришло из французского языка, где обозначало идеальное устройство общества. Иногда термины цивилизация и культура употребляются как синонимичные, и это имеет своё объяснение: оба они указывают на уровень развитости общества. Однако между ними существуют принципиальные различия, поскольку цивилизация воплощает технологический аспект культуры, включающий в себя прежде всего научно-технический прогресс и создаваемые человечеством материальные (а не духовные!) ценности. Следовательно, сущность цивилизации заключается в непрерывной смене технологий для удовлетворения постоянно растущих потребностей человека. Правда, в историческом аспекте термин цивилизация означает ещё и специфику, качественную характеристику (своеобразие умонастроения большинства людей, ведущих идей, достижений в области искусства и т. д.) той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития, и в этом своём значении он наиболее близок к термину культура.

Таким образом, культура и цивилизация соотносятся между собой как целое (культура) и его часть (цивилизация). Краткая характеристика других смежных с культурой понятий представлена в табл. 4.2.

Таблица 4.2