3.Другие лингвистические методы
Таксономический метод является описательным методом на качественно новой ступени развития. Таксономический метод объединяет совокупность принципов и правил классификации лингвистических объектов (языков и языковых единиц), а также саму эту классификацию.
В отличие от описательного, таксономический метод не имеет дело с реально наблюдаемыми (объектами) явлениями; таксономический метод используется для того, чтобы выявить и описать систему языка, которая в непосредственном наблюдении не дана, а выводится из языкового материала путем умозаключений.
Процедурной основой таксономического метода являются структурные методики вычленения лингвистических единиц, обобщения их в классы, классифицирования (установления иерархических отношений), моделирования и другие.
Наиболее распространены следующие методики:
1. Методика коммутационной проверки: последовательно учитывает соотношение плана содержания и плана выражения в пределах лингвистической единицы и ставит своей целью выделение таких единиц из звуковой последовательности. Эта методика применима при исследовании фонемного яруса.
В общем виде методика коммутационной проверки формулируется следующим образом: «Если в звуковой последовательности АВ оба элемента А и В или один из них не могут быть заменены другим элементом, в том числе нулевым, то АВ – реализация одной фонемы; в противном случае комплекс АВ – реализация двухфонемного сочетания». Например, испанское слово chato (курносый), транскрипция [tsato]. Начальный звуковой комплекс – ch [ts]; этот комплекс – особая фонема испанского языка ts или совокупность фонем t и s. В слове [tsato] [s] можно опустить – [tato] – «братик» или заменить [tzato] – обращение, но [t] опустить нельзя. Следовательно, ts – это одна фонема испанского языка.
В русском слове строиться [тс] звучит как [ц]. Делая коммутационную проверку путем опускания [т] и [с], утверждаем, что здесь две фонемы, сливающиеся в одну аффрикату [ц].
2. Методика дистрибутивного анализа применяется шире. Дистрибутивный анализ – это метод исследования языка, основанный на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте и не использующий сведений о полном лексическом или грамматическом окружении этих единиц.
Суть методики состоит в том, что каждая лингвистическая единица в линейной последовательности речи всегда находится в окружении других однотипных единиц, но, очевидно, что языковая единица отличается от другой единицы своим окружением.
Процедура дистрибутивного анализа может проходить в три этапа.
На первом этапе осуществляется символическая запись текста. Каждое слово получает определенное формализованное обозначение С им (сущ. в им. п.), С род (сущ. в род. п.), Гл (глагол личный), Г бл (глагол безличный). Из теста устраняются элементы типа междометий, вводных слов и т.п. Далее текст записывается в символической форме. Например, предложение Человек требует справедливости = С им Гл С род. Затем составляется дистрибутивная таблица, в которой «левое окружение» – это те элементы, от которых зависит данное окружение, а «правое окружение» – элементы зависимые. Последующий анализ таблицы позволяет увидеть дистрибутивные особенности единиц данного языка.
На второй ступени методики происходит идентификация, то есть объединение множества текстовых единиц в одну единицу языка. Если две текстовые единицы никогда не встречаются в одних и тех же окружениях, то они принадлежат одной и той же единице языка (например, [и] и [ы] в русском языке). Если встречаются в одних и тех же окружениях, но при этом в значении не различаются (например, землей и землею), то перед нами тоже одна единица языка. Но если текстовые единицы встречаются в одном и том же окружении, но различаются значениями (например, звуки [л] и [к] в словах лом и ком), они принадлежат разным единицам языка.
На третьем этапе методики осуществляется объединение выделенных языковых единиц в классы. Тест на объединение – это способность одной и той же языковой единицы замещать другую в одном и то же окружении (например, качественным прилагательным является такое слово, перед которым возможно слово очень). С помощью методики дистрибутивного анализа можно изучать все ярусы языка, включая синтаксис и семантику.
3. Методика анализа по непосредственным составляющим основывается на следующих теоретических положениях:
язык – строго организованная система ярусов;
единицы ярусов находятся друг с другом в неоднородных, иерархических отношениях;
языковые единицы, реализуясь в линейной последовательности речи, связаны попарно (принцип бинарности).
Анализ по непосредственным составляющим имеет целью ответить на два основных вопроса: а) каковы отношения между языковыми единицами и б) как эти единицы расположены (аранжированы).
В предложении любое слово связано с любым словом, но степень их связи различна. Анализ по непосредственным составляющим показывает иерархию слов в высказывании. При членении на непосредственные составляющие словосочетания или предложения одна из непосредственных составляющих – ядро членимой конструкции, а другая – маргинальный элемент. Например, в именной группе моя книга ядро – суш.; в глагольной группе прочитать интересную книгу ядро – глагол, именная группа –маргинальный элемент.
Методика анализа по непосредственным составляющим может быть использована при описании не только синтаксического, но и морфемного и фонемного ярусов.
4. В основе трансформационного анализа лежат следующие допущения: 1) синтаксическая система языка может быть разбита на ряд подсистем, из которых одна является ядерной или исходной, а все остальные – её производные. Ядерная подсистема – это набор типов элементарных предложений, то есть простых утвердительных предложений с глаголом в изъявительном наклонении активного залога, настоящего времени, не содержащих модальных слов, однородных членов, определений, обстоятельств, инфинитива, причастия, деепричастия; 2) Каждое ядерное предложение описывает элементарную ситуацию, а тип ядерных предложений – класс элементарных ситуаций; 3) Любой сложный синтаксический тип получается из одного или нескольких ядерных предложений путем применения к ним набора необходимых трансформаций.
Трансформации либо вовсе не меняют содержания ядерных предложений, либо меняют его незначительно, так как они сохраняют неизменным лексический состав ядерного предложения и синтаксические отношения между лексемами. Представить синтаксическую структуру предложения, – значит, указать, какие ядерные типы лежат в его основе, какие трансформации, и в каком порядке на него воздействовали. Так как в процессе трансформирования элементарные ситуации, обозначаемые ядерными предложениями, остаются неизменными, считается, что вопрос о понимании сложных предложений и даже связных текстов можно свести к вопросу о том, как понимаются ядерные предложения.
Ранее мы уже говорили о том, что в XX-XXI веках формируются новые языковедческие дисциплины. Это значит, что новые потребности и новые задачи исследования, а также реализация новых подходов к исследованию языка требуют применения и новых методов анализа языка. Выше мы уже говорили о том, как экспериментальные методы используются в психолингвистике и какие методики (процедуры) работают в рамках эксперимента.
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература