Междометия
Междометия соотносятся не с какой-нибудь отдельной частью речи, но со всей совокупностью самостоятельных слов - с одной стороны, и служебных – с другой.
Сам термин «междометие» является морфемным переводом (калькой) с латинского interjectio, что означает «вбрасывание». Следовательно – междометие – это слово, как бы «вброшенное» (метать – бросать) между словами. У М.В.Ломоносова так и писалось с У – «междуметие»
Междометия выражают эмоции, не изменяются, не связаны синтаксически с другими словами, но при появлении синтаксических отношений становятся самостоятельными частями речи (слышались ахи-охи).
Все междометия можно по значению разделить на группы:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ – выражают чувства (радости, восторга, одобрения, удивления, недоумения, испуга, удовольствия, страх, протест, печаль, презрение и др.) Это основная группа.
Часто одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, получает много значений. Так, например, междометие А! может выражать и радость, и удовольствие, и удивление, и страх, и недовольство, и пренебрежение, стон. Дают характеристику, оценку событий, состояний и т.д.
Эмоции выражают простые непроизводные междометия: а, ах, о, ох, ой, ого, у и др. Все они многозначные.
Производные междометия, которые произошли от полнозначных слов: Матушки! Браво! Боже мой! Господи! Черт возьми! Крышка! Шабаш! Капут!
Например:
Ужас, что творилось на душе у Спирьки!
О, господи! Тёща…
У-у-у, обормот…
ИМПЕРАТИВНЫЕ (побудительные) – выражают волю, различные виды побуждения (вон, цыц, ну, с-с-с, ш-ш, марш, айда, алло, брысь).
На – побуждение взять что-либо; Эй – побуждение действовать быстро, активно; Стоп, Тс, Баста, – запрещение действовать, призыв к молчанию, к окончанию работы; Айда, Марш – требование начать движение.
Например:
Цыть! – зло сказал старичок.
Брось!..- Андрей передернул плечами.
ЭТИКЕТНЫЕ – речевые формулы вежливости (здравствуйте, спасибо, до свидания)
Например: Будь здоров!
С легким паром!
По своему происхождению и образованию междометия могут быть:
простыми (первичными, непроизводными) – состоят из одного звука (все гласные, кроме Ы – е, а, о, э, и, у); из одного -двух слогов (ах, эх, ага, ого). Могут выступать в удвоенной, утроенной форме, могут сочетаться с частицами, с глагольным постфиксом.
Производными – образуются из застывших падежных форм склоняемых слов (батюшки, ужас, беда, дудки, то-то, к черту); различных глагольных форм (брось, смотри, извините); от наречий (полно); от звукоподражаний (хлоп, хвать).
Могут быть составными – быть словосочетаниями и получать особую –подчеркнуто восклицательную интонацию – Вот так штука! Вот тебе и раз! Вот так клюква! Вот те на! Черт возьми! Вот еще! – Подобные сочетания теряют свое лексическое значение и делаются непосредственным выражением чувств и ощущений.
В отличие от других разрядов слов звуковой состав междометий может варьироваться, сохраняя то же значение, например, ГМ – ММ, ТШ – ТСС!
В предложении находятся в начале и отделяются запятыми, могут представлять собой отдельное междометие-предложение по эмоциональной окраске восклицательное.
Схема разбора
Часть речи.
Разряд по значению: - эмоциональное,
- побудительное,
- выражает нормы речевого этикета.
3. Разряд по образованию: - непроизводное,
-производное (соотносительное с существительными, с местоимениям, с глагольными, с глагольными формами, с наречиями, с фразеологизмами).
Образец разбора
- Вам же чудо нужно, чудо. Ах ты господи! А чудо - на каждом шагу.(В.Шукшин)
Ах ты господи – междометие эмоциональное, производное – соотносительное с существительным.
Лабораторное задание
Выделите в текстах междометия.
Вошла в избушку дочка Бабы-Яги:
- Фу-фу-фу, - сказала она. Русским духом пахнет. Кто тут?
- Ужин, - сказала Баба-Яга. И засмеялась: Ха-ха-ха!..
- Да ну? Приятно изумилась дочка. –Ах, какой сюрприз!
…Цыть! Ёлки зелёные! – сказал стражник. – «Камаринскую»! Иван нам спляшет.
Эх, справочка, - воскликнул Иван зло и горько. – Дорого же ты мне достаёшься! –А-я-я-я-яй!
Тут вылез из канавы стражник-монах и пошел на свое былое место:
- Ну-ка, брысь! – сказал он чёрту. Ты как здесь?
(В.Шукшин До третьих петухов.)
Подберите иллюстративный материал на использование междометий в тексте, проанализировав текст одного автора.
- Морфология. Служебные части речи.
- Служебные части речи
- Предлог
- Частицы
- Модальные слова
- Междометия
- Звукоподражательные слова
- Вопросы и задания к зачету
- 2. Укажите, в каком ряду все слова пишутся раздельно. Определите часть речи.
- 4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.
- 5. В каком предложении оба слова пишутся слитно?
- 6. Определите разряд частиц:
- Расставьте знаки препинания. Сколько имен прилагательных в предложении? Выпишите их: