Содержание курса «общее языкознание»
Тема 1. Языкознание как гуманитарная дисциплина в системе гуманитарных знаний
Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Место и роль языкознания в системе наук. Современная структура знаний о языке.
Интегрирующая роль общего языкознания. Значение теоретических исследований. Наука как форма существования знаний. Классификация научных знаний, место языкознания в системе наук. Основные проблемы теории языка. Основные направления лингвистических исследований и основные лингвистические школы.
Тема 2. Текст и коммуникация
Определение языка. Физиолого-акустическая и социальная сущность языка. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Текст и коммуникация. Основные понятия теории текста. Основные понятия теории дискурса, дискурс-анализ. Коммуникативный анализ речевых единиц. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента. Герменевтика и проблема понимания. Проблемы понимания текста в лингвистике и психолингвистике.
Тема 3. Социальная обусловленность языка
Язык и общество. Социальная обусловленность языка. Специфика обслуживания общества языком. Язык и культура. Особое место языка в системе общественных явлений. Язык и этнос. Современные проблемы этнолингвистики. Социолингвистика, ее методы и задачи. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе.
Тема 4. Язык и мышление
Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Когнитивные науки. Когнитивная психология и когнитивная лингвистика. Понятие языковой способности человека и речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности психолингвистического подхода к анализу языковых явлений. Виды знаний и особенности их функционирования. Прецедентные феномены. Проблемы продуцирования и понимания речи. Двуязычие.
Концептуальная картина мира. Языковая картина мира. Языковая личность, вторичная языковая личность. Современные исследования языковой личности.
Язык как знаковая система. Семиотика. Типы знаков. Понятие лингвистического знака. Учение Ф.де Соссюра о лингвистическом знаке.
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература