Сложность обучения обусловлена определенными психофзиологическими особенностями:
Произносительные навыки носят из всех навыков наиболее автоматизированный характер. Мы не осознаем процесс артикуляции звуков РЯ. Учителю необходимо нейтрализовать негативное влияние РЯ.
репродукция звуковой цепи основана на неразрывном взаимодействии рече-двигательного и слухового анализаторов. Т.е. когда мы произносим слово, мы его и слышим. Присутствие звукового контроля позволяет услышать и исправить ошибку.
При обучении к этим двум анализаторам прибавляется работа зрительного анализатора (ученик смотрит на учителя и пытается воспроизвести этот звук).
н едоразвитие артикуляции неизбежно ведет к недоразвитию слухового восприятия
а) нарушение аудирования
б) учащиеся хуже контролируют свое собственное произношение и ''соскальзывают '' на произношение на родном языке.
4. произносительные навыки, вследствие их автоматизированного характера, угасают.
СЕМИНАР ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ.
План занятия:
1.Роль грамматических навыков в овладении ИЯ. Требования программы к знаниям и грамматическим навыкам уч-ся (?) в устной речи и чтении на различных этапах обучения ИЯ. (Программа в ИЯШ №5/20050. Там же: перечень рекомендованных учебников).
2.Особенности содержания обучения грамматике:
а/отбор и методическая организация грамматического материала для устной речи и чтения;
б/ принципы методической типологии грамматического материала;
в/ характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности.
3.Роль знаний в процессе формирования грам. навыков.
Этапы работы над грам. материалом:
пути и способы введения грам. материала. Факторы, влияющие на их выбор.
Комплекс упражнений для формирования экспрессивных грамматических навыков.
объекты, формы, способы и приемы контроля, критерии оценки сформированности грамматических навыков (экспрессивных и рецептивных) на разных этапах обучения.
Вопросы для обсуждения :
Что означает «обучение грамматике»? Как определяет программа по иностранным языкам задачи обучения грамматической стороне речи в СШ?
(?) В чем состоит понятие «грамматический навык»? Какие определения даются ему различными методистами? Какое определение считается наиболее точным и исчерпывающим?
Этапы работы над грамматическим материалом. Как решается проблема последовательности в работе с грамматическим материалом? Какой подход к решению этой проблемы считается оптимальным.
Чем определяется наличие в методике различных подходов к решению проблемы введения нового грамматического материала? Какие из них представлены в школьных УМК? (?).
Какие трудности возникают в работе учителя на этапе введения новых грамматических явлений? Какие факторы и условия способствуют их успешному преодолению?
Какую роль играет речевой образец?
Грамматика – одно из центральных мест в ОИЯ. Гр. предполагает строй языка, т.е. строение слова и предложения, присущие изучаемому языку. Существует более широкое понимание Г. где под Г. понимается теория языка, отрасль языкознания. При обучении ИЯ мы можем опираться на понимание грамматики в узком смысле, как структуре языка. Следует разграничивать эти понятия, чтобы не получилась в СШ грамматизация курса, т.е. загруз учеников наукой.
Недостаточно четкое разграничение этих двух значений слова «грамматика» неоднократно приводило в истории методики обучения ИЯ к неверному определению места и роли грамматики в обучении (примеры: грамматико-переводной метод к. 18в. и н. 19 в. и прямой метод к. 19в.)
Учитывая все это, все дело сводится к тому, чтобы правильно определить:
само это понятие;
уточнить цели и содержание обучения грамматике;
наметить адекватные методы и приемы обучения, избегая излишнего теоретизирования.
Обучение Г. = формирование специфических для данного языка грамматических механизмов причем так, чтобы у обучаемых одновременно формировались знания, умения, навыки (из ГЕЗ стр. 176): В СШ задача обучения грамматике состоит в формировании у уч-ся гр. навыков в продуктивных и рецептивных видах РД в пределах определенного программами гр. минимума.
Требования к обучению гр. стороне речи:
рассмотрение грамматики не как самоцели, а как средства для овладения способами словообразования, словоизменения и словорасположения, т.е. идет обучение грамматическому оформлению речи.
необходимо отобрать достаточный грам. минимум, усвоение которого обеспечит, с одной стороны, относительно правильное грам. оформление продуктивных видов речевой деятельности, а, с другой стороны, обеспечит рецепцию речи, т.е. необходимо отобрать активный и пассивный грам. минимум.
обеспечить прочное и автоматизированное владение гр. минимумом для активного использования в речи.
Грамматический навык. – (Гез стр. 184) – Гр. навыки являются компонентами разных видов РД и отличаются друг от друга настолько, насколько различны эти виды РД. Под гр. навыком в говорении понимается стабильно правильное и автоматизированное, коммуникативно мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Основными качествами гр. навыка говорения являются автоматизированность и целостность в выполнении гр. операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования.
Р ечевые гр. навыки: обеспечивают стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений. Их можно определит как синтаксические гр. навыки.
Речевые морфологические навыки : обеспечивают правильное автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи на данном языке.
Морфологические и синтаксические гр. навыки письменной речи обусловлены графическим и орфографическими навыками, причем имеют те же механизмы. Что и что и устно-речевые навыки.
Рецептивные гр. навыки: автоматизированные действия по узнаванию и пониманию грамм. информации (морфологических форм и синт. конструкций) в письменном и устном тексте. Они могут быть рецептивно-активными (при чтении и слушании текста, материалом которого уч-ся владеют активно) и рецептивно-пассивными (пассивно-рецептивные) – 1) навыки узнавания и понимания грам. явлений в тексте на основе имеющихся зрительных образов, созданных в процессе формирования и развития читательского опыта; 2) дискурсивно-операционные языковые грам. навыки анализа грам. информации текста.
Я зыковые грам. навыки - дискурсивно-аналитические навыки оперирования грам. материалом (навыки словоизменения и словорасположения), которые формируются и выполняются на основе гр. знаний в процессе выполнения гр. упражнений (далее в ГЕЗ стр. 187).
Цели – основная цель обучения гр. в СШ – это формирование у уч-ся грам. навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения, письма.
Уч-ся должны
быть в состоянии правильно оформлять свои высказывания, концентрируя внимание на ………………………………..(?).
уметь распознавать грам. явления при чтении, говорении, аудировании. Т.е. у них д.б. сформулирован как экспрессивный гр. навык (продуктивные виды РД), так и рецептивный гр. навык.
Любая ч. деятельность включает несколько фаз: ориентировка, исполнение, контроль. Методисты говорят, что усвоение гр. материала должно проходить с учетом этих фаз, каждая из фаз должна усваиваться последовательно.
Этапы:
ознакомление грам. явления и осознание его значения.
тренировка в практическом исполнении по опорам в микротексте
применение на репродуктивном уровне по опорам на основе механизма аналогии.
применение на репродуктивном уровне.
методисты говорят, что контроль можно выделить в качестве последнего этапа деятельности, но необходимо подчеркнуть важность сквозного контроля (контроля на каждом этапе).
Из тестов об этапах:
1. введение нового материала 2. тренировка и автоматизация нового материала. 3. использование этого материала в различных видах речевой деятельности.
Основные этапы работы над гр. материалом (ГЕЗ стр. 188).
Последовательность действий учителя и учащихся (СВ).
На первом этапе внимание уч-ся направлено на грам. явление. Ознакомление может осуществляться как учителем, так и уч-ся.
Тренировка – внимание уч-ся раздваивается и направлено как на форму, так и на содержание. Опора на образец.
применение – формирование диалогической и монологической речи на репродуктивном уровне, но с опорой на образец.
уч-ся сосредоточен на формировании собственных речевых умений.
Принципы обучения грамматике:
Необходимость обеспечения деятельностного характера овладения англ. грамматикой и в целом коммуникативной направленности обучения. Необходимо придерживаться пути: - от содержания к форме; - от функции к форме.
Принцип учета первичности слухо-моторных связей предполагает различную длительность периода устного опережения. Он предполагает разную длительность периода устного опережения.
Опорный образец – принцип аналогии.
опора на сознательность с учетом важности сочетания сознательного и бессознательного. – цикличность систематизации знаний. – разные уровни осознавания материала.
стимулирование речемыслительной деятельности и самостоятельности уч-ся. Уч-ся должны быть готовы к самостоятельной работе с грам. материалом.
опора на принципы наглядности, доступности, прочности, систематичности.
учет принципа аппроксимации.
(тесты) Два способа введения материала – чисто практический и теоретико-практический. Практический способ (принцип наглядности) предполагает следующие приемы: демонстрация речевого образца, имитация, выполнение действия по аналогии с образцом, с опорой на таблицу, схему, учебно-речевую ситуацию и др. При теоретико-практическом способе (основан на принципе сознательности) используются следующие приемы: объяснение с опорой на речевой образец, правило-инструкция, сравнением с родным языком, сравнение внутри языка, элементы грам. анализа, перевод на родной язык.
(??)Два пути введения гр. материала (при помощи теоретико-практического способа) – индуктивный, когда сами уч-ся на основании наблюдения конкретных примеров делают выводы; дедуктивный – когда уч-ся дается правило, которое затем иллюстрируется примером. Индуктивный (СВ) способ предполагает, что уч-ся обеспечиваются большим количеством языковых наглядностей. На основании богатого иллюстративного материала уч-ся делают выводы о том или ином гр. явлении. Дедуктивный – предполагает, что уч-ся снабжаются правилом, которое имеет формулу правила-инструкции. Это правило подкрепляется большим количеством наглядностей (У Соловова об этом на стр. 113). Требования к дедуктивному методу:
учителю необходимо обеспечить уч-ся большим кол-вом иллюстративного материала (примеров).
правило должно иметь след. вид: правило-инструкция к выполнению действия. Оно должно быть простым и операционным (т.е. инструкция к выполнению действия).
Индуктивный: «+»
развивается рече-мыслительная активность уч-ся.
лучше запоминается материал.
«-»
занимает много времени.
не всегда можно сделать правильный вывод.
не всякий гр. материал позволяет использование этого приема.
Дедуктивный: «+»
мало времени.
правильный вывод всегда.
«-»
не развивается рече-мыслительная активность уч-ся.
хуже запоминается. (У Соловова об этом на стр. 114).
- 2. Методика и ее базисные науки. Роль этих наук в развитии методики. Связь методики оия со смежными науками.
- Психология речи - методика –
- 3. Цели и содержание обучения иностранным языкам в средней школе. Динамика целей (в советской школе).
- 4. Методические принципы обучения иностранным языкам (словарь с. 23)
- Частнометодические принципы
- Семинар 2 основные методические категории и понятия
- Базисные категории м:
- 4 Подхода:
- Речевое умение
- Знание –
- Упражнение –
- Семинар характеристика современных методов обучения ия
- 4 Подхода у св:
- Часть II. Обучение основам речевой деятельности раздел а. Формирование навыков. Семинар обучение произношению
- Произношение
- Задача:
- Содержание оп:
- Трудности.
- Принципы:
- Методика оп.
- Этапы овладения произношением
- Контроль -
- Может происходить при использовании любых вышеуказанных упр-ий
- Сложность обучения обусловлена определенными психофзиологическими особенностями:
- Упражнения:
- Литература
- Обучение лексике
- Любой говорящий производит 2 операции
- Работа над иноязычным словом должна обеспечить
- Приемы семантизации –
- У пражнения на применение лексики
- Обучение аудированию
- Обучение говорению
- 2.3.Классификация речи на продуктивную и репродуктивную.
- 2.2.Классификация речи на подготовленную и неподготовленную.
- 2.4.Классификация речи по принципу количества коммуникантов:
- Цели и содержание обучения говорению в сш.
- 4Методика обучения говорению.
- Принципы ситуативности
- Обучение монологу.
- Обучение диалогической речи.
- Контроль речевых умений
- Обучение чтению
- 7 Недостатки в обучении чтению:
- Урок как основной компонент учебного процесса
- (Речевой )Навык