logo search
Макет пособия теория языка

5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности

психолингвистического подхода к анализу языковых явлений

В современной лингвистике нет единого понимания термина психолингвистика. Рассмотрим наиболее авторитетные его трактовки.

В отечественной научной школе психолингвистика понимается как теория речевой деятельности (ТРД) и вписывается в общую теорию деятельности человека. Психолингвистика – наука, изучающая устройство и функционирование речевых механизмов человека. Такое понимание восходит к психологической школе Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Александра Романовича Лурии. Основные постулаты ТРД: изначальная активность субъекта, его включенность в совместную деятельность, ведущая роль мотивации.

Объект психолингвистики – совокупность речевых событий или ситуаций.

Предмет психолингвистики – соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой.

Основной целью исследований в психолингвистике является описание и объяснение особенностей функционирования языка как психического феномена (включая овладение и пользование, как первым, так и вторым языком) с учетом сложного взаимодействия множества внешних и внутренних факторов при изначальной включенности индивида в социокультурное взаимодействие.

Предмет психолингвистики чрезвычайно широк и включает механизмы понимания, запоминания, продуцирования речи; процессы порождения и понимания речи; функционирование языка при порождении и восприятии речи; ментальный словарь (лексикон); овладение языком (онтогенез детской речи, изучение второго иностранного языка); феномен билингвизма; языковые и речевые нарушения.

Для российской психолингвистики особый интерес представляют также невербальные компоненты коммуникации; соотношение феноменов «язык – человек – общество»; феномен языковой личности; образ/картина мира; этнокультурная специфика коммуникации.

Психолингвистика – это экспериментальная наука, в отличие от лингвистики, которая имеет описательный, умозрительный характер. Основным методом в психолингвистике является эксперимент. Любой психолингвистический эксперимент направлен на то, чтобы поставить испытуемого в ситуацию (управляемого) выбора и принятия решения, которые могут быть как осознанными, так и неосознанными. Во многих психолингвистических методиках осуществление испытуемым того или иного выбора и принятия решения зависит от его сознательной рефлексии над экспериментальной ситуацией.

Наиболее распространены в психолингвистике следующие методики:

  1. Ассоциативные методики. Очень широкое распространение как основной психолингвистический метод получил ассоциативный эксперимент в разных вариантах: свободный, направленный. Статистически обработанные результаты массового эксперимента на свободные вербальные ассоциации, проведенного на определенном контингенте испытуемых, называются ассоциативными нормами. Такие нормы (словари ассоциаций или тезаурусы) созданы на материале ряда языков. Наиболее известными являются Ассоциативный тезаурус Киша (английский язык) и Русский ассоциативный словарь. В настоящее время подготавливается второе издание Русского ассоциативного словаря, для чего по всей России проводятся эксперименты на свободные ассоциации.

  2. Методики семантического шкалирования. Экспериментальная ситуация, при которой испытуемый должен разместить объект (например, слово) на градуированной шкале, задаваемой антонимичными прилагательными типа «горячий/холодный» и т.д. в соответствии со своей субъективной оценкой значения этого слова. Наиболее разработанная методика этого рода – «семантический дифференциал» американского психолога Чарльза Осгуда.

В большинстве своем экспериментальные методики пришли в психолингвистику из психологии, однако они соответствующим образом модифицируются для решения психолингвистических задач. Особое значение при этом имеют способы и приемы обработки полученных в эксперименте материалов.