logo search
ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКИ

Может происходить при использовании любых вышеуказанных упр-ий

  • мы должны контролировать эти навыки в речевой деятельности

  • правильное использование фонет. средств в речевой деятельности, в говорении (когда внимание уч-ся концентрируется на смысле)

  • при аудировании

  • чтении вслух

  • При оценке работы уч-ся – учитель должен прокомментировать оценку, указать на недостатки и на успехи уч-ся. Сформированность ПН далее проверяется на базе речевых упражнений.

    Ошибки

    В языке существуют норма и вариативность произношения. Что есть нарушение и искажение нормы?

    Нарушение нормы – такое отклонение от нормы, которое не нарушает общности восприятия высказывания, сохраняет смысловую функцию речи и не мешает взаимному пониманию. Ошибки, связанные с нарушением нормы, называются фонетическими.

    Искажение нормы – резкие отклонения от общности произношения фонетического состава и интонирования, привнесение чуждых фонетических явлений. Нарушается коммуникативная общность высказывания, смысловая функция высказывания, мешает взаимному пониманию.

    Например: Фонетические ошибки - несоблюдение аспирации, палатализация; - русский звук 'r’

    Фонологические ошибки (искажение нормы )–

    - вместо английских гласных – русские.

    Виды вводно-фонетических курсов (см. лекции СВ).

    1. Вводный. Задача этого курса – а) ознакомить уч-ся с системой фонетики ИЯ (особенности артикуляции + интонационный контур); б) в рамках этого курса развить навыки устной речи: чтении и письма), ввод лексики и грамматики. Существует несколько точек зрения на долготу вводно-фонетического курса: достаточно 10 дней/ Пассов – вся 1-я четверть.

    2. Сопроводительный курс не выделяется в отдельный курс. Цель его –совершенствование навыков. Задачи – комментирование произносительных особенностей языкового материала сопров. Курса. Чаще всего в виде фонет. зарядок.

    3. Корректирующий курс вырастает в отдельный аспект, объем д.б. не менее 2-х часов в неделю. Можно откорректировать в стране изучаемого языка.

    Проблемы –

    1. На что должен опираться уч-ся в процессе контроля над своим произношением? Надо ли опираться на слуховой или артикуляционный образ? При контроле за своим произношением уч-ся должны опираться на артикуляционный образ, моторный образ, т.к. не у всех хорошая слуховая память. Должны присутствовать и слуховой и моторный эталоны и опираться следует на более удобный.

    2. Что эффективнее: ставить каждый звук в отдельности или опираться на общие артикуляционные особенности системы ИЯ? Методисты: должны ли мы вводить каждый звук отдельно или в системе? (Соловова – СТР. 72-73). СВ: Лучше в системе – т.к. работа над каждым звуком много времени и не приводит к осознанию системной ценности данного звука.

    3. Как должны соотноситься осознание отдельных звуков и имитация? Уч-ся должен уметь артикулировать звуки ИЯ бессознательно, с другой стороны – он должен уметь возвращаться к осознанному произношению звука.

    Требования –

    1. Обеспечение коммуникативной направленности обучения произношению (отработка в разговорных моделях).

    2. обеспечение тематически –ситуативно обусловленного фонетического материала. Т.е. фонетический материал должен соотноситься с уроком в тематическом плане.

    3. Сочетание сознательности и интуиции.

    4. Обеспечение наглядности предъявления звука (зрительная опора и ТСО).

    5. обеспечение активности уч-ся.

    6. осуществление индивид. подхода.

    7. Исправление фонетической ошибки следует производить с помощью образца (у учеников должна быть всегда в голове модельная фраза).

    Этапы обучения у Соловова на стр. 74.