logo search
Макет пособия теория языка

4.Развитие речи

Одним из предметов, изучаемых психолингвистикой в середине XX столетия, стали проблемы овладения речью (на родном и иностранном языках), а объектом – явление детской речи. Область знаний, изучающая проблемы речевого онтогенеза, выделяется в самостоятельную дисциплину – лингвистику детской речи. Изучение процесса языкового становления ребенка с самого появления на свет может, по-видимому, объяснить многое в характере связи языка и мышления.

Вот как описываются основные этапы становления речи у ребенка. Человек рождается с предпосылками к овладению речью: он обладает слухом, издает крик (первая неосознанная фонация), обладает рядом инстинктов и безусловных рефлексов (например, хватательный рефлекс). В течение первого года жизни рефлекторно-двигательные реакции (крик, хватательный рефлекс, поворот головы, направление взгляда, улыбка) преобразуются в знаковые (протознаковые) средства общения ребенка. Например, крик ребенка обретает адресата, он делается прерывистым. Ребенок подает голос и ждет, услышали ли его. Протоязык образует первичную дословесную систему коммуникации. Она состоит из жестов, мимических движений, неречевых звуков. Невербальные протознаки – основа речевой деятельности первые два года жизни ребенка. С появлением словесного языка, они уходят вглубь языкового сознания и образуют базис для формирования особого языка интеллекта УПК (универсально-предметного кода по Николаю Ивановичу Жинкину). Позже эта система будет совершенствоваться вместе с языком, влияя на процесс порождения и понимания речи.

Параллельно формированию протоязыка происходит голосовое развитие ребенка, в котором, как правило, различают три основные стадии: 1) стадия крика – первые 2 месяца; 2) стадия гуления следует за стадией крика; гуление – это фонация дослогового типа, напоминающая воркование голубя; 3) через 2-3 месяца гуление переходит в лепет (слоговые фонации, в которых чаще всего производятся удвоенные слоги типа «да-да», «ма-ма», ба-ба» и пр.).

На ранней стадии лепетного развития ребенок произносит звуки, которые есть в самых различных языках. Голосовая эволюция этого периода (4 месяца – 1 год 9 месяцев) подчинена действию имитационного рефлекса. Здесь работает механизм эхолалии (бессознательного подражания звукам слышимой ребенком речи). К 6 месяцам в лепете уже хорошо представлены фонетические особенности языка, на котором говорят окружающие ребенка взрослые. Механизм эхолалии реализуется на слоговом уровне.

Ориентация на слово начинает проявляться к 1 году. Значения, которые ребенок вкладывает в свои первые обозначения предметов и явлений, развиваются одновременно с развитием его мышления. Например, поначалу комплекс звуков «гав-гав» обозначает одну увиденную собаку, потом ребенок начинает называть этим словом всех собак, кошек, что-либо пушистое.

Фундаментальное свойство первых наименований – стремление приблизить звуковую форму к обозначаемому предмету или явлению. Словом в полном объеме значения дети овладевают позже. Дети постепенно учатся выделять и узнавать слова в речевом потоке. Слого-слова вначале составляют единственную вербальную компоненту высказывания, они присоединяются к указательному жесту в сторону объекта. В дальнейшем однословные высказывания сменяются на 2-х и 3-х словные комплексы, и ребенок постепенно овладевает синтаксическими моделями построения предложений, грамматической стороной речи. Он усваивает наиболее общие правила для создания собственных высказываний.

Многочисленные исследования детской речи дают богатый материал для размышлений о том, как происходит естественное овладение языком и как оно отличается от овладения языком в других условиях, например, в ходе организованного обучения детей и взрослых. Если предположить (согласно некоторым гипотезам), что при овладении языком во взрослом возрасте человек в той или иной мере повторяет путь, пройденный им в детстве, данные лингвистики детской речи могут оказаться чрезвычайно полезными в прикладном аспекте.