Упражнения:
Основные виды упражнений грам. направленности: имитативные, подстановочные, трансформативные, репродуктивные. (У Гез об этом на стр. 192).
(СВ) – Существуют разные системы гр. упражнений
Языковые (предречевые) - предполагают работу над языковой формой. Предполагают формирование любого навыка (грам. лексич. произносит.)
Речевые (условно-речевые) – как средство отработки того или иного явления в различных видах речевой деятельности.
Система упражнений с коммуникативной направленностью (проф. Пассов) –
языковые упражнения не нацеливают уч-ся на речевую деятельность (пр. поставить спец. вопрос к утвердит. предложению, и т.п.). Неудача уч-ся в коммуникации объясняется тем, что навыки не отрабатываются в рамках речевой деятельности. Пассов выделяет след типы упражнений:
подготовительные
речевые
Требования к упражнениям:
1. Подготовительные упражнения должны иметь коммуникативную задачу, которая соответствует реальной задаче коммуникации. Например: запросите как можно информации по той или иной проблеме (Что произошло? Кто это сделал и т.д.).
2. Ситуативная отнесенность, т.е. для тренировки гр. форм учащимся должны быть представлены ситуации. Уч-ся должны представить себе (себя) какую-либо ситуацию.
3. Они должны быть построены так, чтобы обеспечить относительную безошибочность и быстроту выполнения. (О создании комм. Ситуаций у Соловова)на стр. 115).
Система подготовительных упражнений:
Имитативные упражнения – предполагается, что уч-ся полностью воспроизводят данное им высказывание, без изменений. Т. е. Заданием может быть listen and repeat; agree or disagree. Эти упражнения способствуют тренировке формы, уч-ся привыкают к форме, не делая никаких других усилий. + Они создают иллюзию говорения и легкости. Когда слишком тяжело – мотивация уч-ся падает.
Подстановочные упражнения – предполагают изменение одного элемента лексического компонента. Вместе с тем грам. форма не меняется.
E.g. I go to school every day
To the park
To the cinema
Уч-ся продолжают тренировать изучаемую гр. форму, не производя никаких изменений, чтобы избежать вероятность ошибки, и т.о. 'затренировывают' гр. форму. (Замена только в одном лексическом элементе). Самое главное – перед глазами д.б. образец, чтобы не было ошибок. Цель – достигнуть автоматизма в употреблении той или иной гр. формы.
Трансформативные упражнения – предполагают работу с изучаемой грам. формой. Уч-ся уже должны сами использовать названную в исходной реплике лексическую единицу в нужной форме. Уч-ся производят трансформацию искомой реплики. При этом трансформация происходит по образцу.
e.g.: I can skate – I skate in winter
I can swim – I swim in summer
Репродуктивные упражнения – Уч-ся сами выбирают лексическое наполнение в требуемой форме и структуре. Т.е. лексика не дается, грамматика не подсказывается.
Один из ярчайших примеров репродуктивных упражнений – ответ на заданный вопрос. К репродуктивным упражнениям относятся –
свободные ответы на вопросы
упражнения – игры типа ''угадайте''
упражнения типа имитативных, где инициатором является сам уч-ся
упр-ия с использованием систем, карточек
Репрод. упражнения – мосты между подготовительными и речевыми упр-ми.
Речевые упражнения – развивают речевые умения, имеют коммуникативную задачу и ничем не обусловленную форму высказывания. В отличие от подготовительных упражнений, они имеют задания, которые полностью адекватны условиям реальной коммуникации.
упражнения в передаче содержания (прочитанного, увиденного, услышанного). Уч-ся рассказывают то, что прочитали, но рассказ, незнакомый слушателю. Пересказ д. иметь коммуникативную направленность.
ситуативные упражнения – ситуация предполагает наличие некоторого компонента факторов, которые стимулируют речевую деятельность. К факторам относятся как действующие лица, так и условия. При выполнении упражнений компоненты д.б. четко выполнены.
Игровые упражнения – язык выступает в своей основной форме – уч-ся пользуются им, не задумываясь, учитель видит ошибки.
Проблемы –
Навык считается сформированным тогда, когда он доведен до автоматизма. Но проблема заключается в том, что автоматизация часто перерастает в ''задолбленность''. Когда у учащихся нет осознания грам. форм, они выдают их бессознательно к месту и не к месту:e/g/ Is this a cat? – Yes, it is. Are you a student? – Yes, it is.
внутриязыковая интерференция (у Соловова на стр. 107) – влияние ИЯ на него же самого. Уч-ся не понимает разницы между грам. формами. Учитель должен давать материал в системе. Для этого необходимыми явл-ся упражнения в дифференциации.
проблема более раннего формирования рецептивно-грамматических навыков. Первые 4 года отданы основным грам. явлениям, и только 2 последующих года посвящаются рецептивным навыкам. (?).
Контроль гр. навыков –
В качестве контроля могут являться любые вышеперечисленные упражнения, но самым наилучшим способом является участие в речевой деятельности, когда уч-ся забывает о форме и думает о содержании. Упражнения в говорении, в письме.
О контроле и ошибках у Соловова на стр. 120.
Речевой образец – у Гез на стр. 179,но мало.
ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ
План
Понятие «грамматика». Роль и место грамматики при обучении ИЯ
Цели и содержание обучения грамматической стороне речи на начальной с средней ступени обучения
Обучение грамматической стороне устной речи на начальной и средней ступени
- 2. Методика и ее базисные науки. Роль этих наук в развитии методики. Связь методики оия со смежными науками.
- Психология речи - методика –
- 3. Цели и содержание обучения иностранным языкам в средней школе. Динамика целей (в советской школе).
- 4. Методические принципы обучения иностранным языкам (словарь с. 23)
- Частнометодические принципы
- Семинар 2 основные методические категории и понятия
- Базисные категории м:
- 4 Подхода:
- Речевое умение
- Знание –
- Упражнение –
- Семинар характеристика современных методов обучения ия
- 4 Подхода у св:
- Часть II. Обучение основам речевой деятельности раздел а. Формирование навыков. Семинар обучение произношению
- Произношение
- Задача:
- Содержание оп:
- Трудности.
- Принципы:
- Методика оп.
- Этапы овладения произношением
- Контроль -
- Может происходить при использовании любых вышеуказанных упр-ий
- Сложность обучения обусловлена определенными психофзиологическими особенностями:
- Упражнения:
- Литература
- Обучение лексике
- Любой говорящий производит 2 операции
- Работа над иноязычным словом должна обеспечить
- Приемы семантизации –
- У пражнения на применение лексики
- Обучение аудированию
- Обучение говорению
- 2.3.Классификация речи на продуктивную и репродуктивную.
- 2.2.Классификация речи на подготовленную и неподготовленную.
- 2.4.Классификация речи по принципу количества коммуникантов:
- Цели и содержание обучения говорению в сш.
- 4Методика обучения говорению.
- Принципы ситуативности
- Обучение монологу.
- Обучение диалогической речи.
- Контроль речевых умений
- Обучение чтению
- 7 Недостатки в обучении чтению:
- Урок как основной компонент учебного процесса
- (Речевой )Навык