logo search
КУРС ЛЕКЦИЙ поРЯиКР

Виды жестов

Виды жестов

Функции жестов

Примеры

1

2

3

Ритмические

Подчеркивают ритм, темп (замедление, ускорение) речи, логические ударения, место паузы и т.п.

Размахивать рукой в такт речи

Производить во время эмоционального монолога вертикальные движения ребром ладони (как при рубке капусты)

Окончание табл. 2.5

1

2

3

Эмоциональные

Передают разнообразные оттенки чувств

Всплеснуть руками

Легонько ударить себя по лбу

Пожать плечами

Указательные

Позволяют говорящему выделить какой-то предмет из ряда однородных, указать место в пространстве

Кивнуть в сторону обсуждаемого человека

Показать на наручные часы, намекая на то, что время истекло

Изобразительные

Создают визуальный образ предмета, о котором идёт речь, восполняя или заменяя часть информации

Показать размер пойманной рыбы или найденного гриба

Обозначить конфигурацию какого-либо предмета

Символические

Выражают абстрактное, но понятное всем носителям языка содержание

Пожать руку

Поцеловать руку

Поклониться

4. Невербальные (или паралинвистические) средства письменного взаимодействия – это различные графические средства, используемые в письме наряду с буквами. В первую очередь следует назвать знаки препинания, отступы и пробелы, а также использование различных шрифтов. Кроме того, в письменной речи могут употребляться цифры, формулы, рисунки, диаграммы, таблицы, схемы и т. д.

Способы речевой деятельности – это коммуникативные действия, реализация мыслительных способностей человека.

Выделяют следующие основные способы речевой деятельности:

Рассмотрим каждую из коммуникативных способностей более подробно.

I. Говорение. Рождаемая в момент произнесения речь, несомненно, отличается от заранее написанного, а затем озвученного текста. Чем же? Дело в том, что в устной речи, как правило, процессы мышления (обдумывания предмета речи), говорения и рефлексии (саморедактирования) протекают почти синхронно. Это создаёт для говорящего определённые трудности в выборе языковых средств выражения мысли, поэтому он допускает оговорки, нарушения языковых норм, «скачки мысли», использует паузы для обдумывания, для акцентирования внимания адресата на чем-то основном. В устной речи сосуществуют речевые клише (стандартные фразы в стандартных ситуациях) и необычные (окказиональные) обороты; речевая избыточность (тавтологии, плеоназмы, уточнения, повторы) и в то же время лаконизм, неполнота выражения мысли. Экспрессивность и выразительность устной речи обеспечивается не только (и не столько) вербальными средствами, сколько интонацией, мимикой, жестикуляцией.

Устная речь может быть неподготовленной, то есть спонтанной, частично-спонтанной и подготовленной. Так, ответ на семинарском занятии может быть «импровизацией», или продуманной речью, или озвученным, но заранее написанным текстом. Однако последний вариант вряд ли можно назвать устной речью. Это, скорее, чтение вслух (то есть другой вид речевой деятельности).

II. Слушание. Слушание (да и слышание) является одной из основных способностей человека, поскольку ориентировано на восприятие, понимание, осмысление и освоение новой информации. Слушающий испытывает особые трудности при восприятии монологического текста, так как должен не только понять чужой текст, но и усвоить его логику. Правда, при этом можно игнорировать текстовые нюансы, обращая внимание на тему и основную мысль высказывания – это так называемое глобальное слушание. В отличие от него, детальное слушание заставляет глубже осмыслять содержание текста: выделять главную и дополнительную, интересную и не очень, знакомую и новую информацию, последовательность её подачи и языковые особенности её оформления.

В зависимости от ситуации и целей общения выделяются ещё два вида слушания:

а) молчаливое нерефлексивное слушание, при котором слушающий, неравнодушно воспринимая информацию, произносит малозначащие реплики типа да; конечно; я понимаю, а также выражает свое отношение к высказываемому при помощи жестов и мимики;

б) немолчаливое рефлексивное слушание, при котором слушающий обращается к говорящему с просьбой уточнить высказывание: приведите примеры; что Вы под этим подразумеваете? и т. п.; перефразирует услышанную мысль: итак, вы предлагаете следующее…; другими словами, твоя позиция -… и т. п.; сопереживает собеседнику: мне кажется, ты расстроен…; слышу радость в Вашем голосе и т. п.

Н.А. Ипполитова1 советует развивать умение слушать, рекомендуя для этого соблюдать следующие правила хорошего слушателя:

  1. Выслушивайте собеседника терпеливо, внимательно и доб­рожелательно.

  2. Не прерывайте собеседника без необходимости, не делайте ему колких и обидных замечаний.

  3. Дайте возможность говорящему проявить себя, подчерки­вайте свой интерес к нему.

  4. Не превращайте слушание в собственное говорение.

  5. Обеспечивайте этический и эмоциональный контакт с со­беседником невербальными средствами общения, междометиями и т. п., сигнализируя ему о своем внимании и пони­мании.

  6. Взаимодействуйте с собеседником с помощью ответных реплик, уместных для решения совместной коммуникативной задачи.

  7. Реагируйте только на речь (вопрос, реплики), адресован­ную лично вам, а не другим собеседникам.

III. Письмо. Этот способ речевой деятельности обладает рядом особенностей, главные из которых отражены в табл. 2.6.

Таблица 2.6