logo search
Макет пособия теория языка

3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности

Языковая способность – одно из ключевых понятий психолингвистики. Языковая способность представляет собой многоуровневую, иерархически организованную функциональную систему, формирующуюся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития.

Данное понятие было введено в отечественной психолингвистической школе Алексеем Алексеевичем Леонтьевым. Оно восходит к идее Льва Владимировича Щербы о «психофизиологической речевой организации индивида» как «системе потенциальных языковых представлений». Мы уже говорили о том, что Лев Владимирович Щерба выдвинул эту идею при разграничении понятий язык и речь (речевая деятельность).

Существуют две точки зрения на природу языковой способности:

В языковой способности различают элементы и уровни. Элементы – это отражение и обобщение сознанием элементов системы языка. Уровни языковой способности – это некие функциональные подсистемы элементов. Есть основания полагать, что уровни языковой способности соответствуют уровням системы языка: можно выделить фонетический, лексический, грамматический, словообразовательный подуровень, синтаксический и т.д.

При изучении строения и функционирования языковой способности исследуется способ репрезентации системы языка в языковой способности, правила выбора элементов, устройство уровней. Это дает возможность полнее представить психолингвистические механизмы речевой деятельности, функционирование системы языка в речевом общении.

Речевая деятельность – один из трех аспектов языка наряду с психологической «речевой организацией» и «языковой системой». Речевая деятельность – это и «языковой материал», включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия «речевая деятельность» встречается в работах Л.В. Щербы и некоторых других советских ученых 20-30-х гг. XX века.