3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
Языковая способность – одно из ключевых понятий психолингвистики. Языковая способность представляет собой многоуровневую, иерархически организованную функциональную систему, формирующуюся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития.
Данное понятие было введено в отечественной психолингвистической школе Алексеем Алексеевичем Леонтьевым. Оно восходит к идее Льва Владимировича Щербы о «психофизиологической речевой организации индивида» как «системе потенциальных языковых представлений». Мы уже говорили о том, что Лев Владимирович Щерба выдвинул эту идею при разграничении понятий язык и речь (речевая деятельность).
Существуют две точки зрения на природу языковой способности:
Биологическая точка зрения: языковая способность заложена биологически и развивается по мере взросления ребенка (в основном точка зрения американской психолингвистики);
Социальная точка зрения: языковая способность – социальное образование, формирующееся в процессе развития деятельности общения (позиция отечественной психолингвистики).
В языковой способности различают элементы и уровни. Элементы – это отражение и обобщение сознанием элементов системы языка. Уровни языковой способности – это некие функциональные подсистемы элементов. Есть основания полагать, что уровни языковой способности соответствуют уровням системы языка: можно выделить фонетический, лексический, грамматический, словообразовательный подуровень, синтаксический и т.д.
При изучении строения и функционирования языковой способности исследуется способ репрезентации системы языка в языковой способности, правила выбора элементов, устройство уровней. Это дает возможность полнее представить психолингвистические механизмы речевой деятельности, функционирование системы языка в речевом общении.
Речевая деятельность – один из трех аспектов языка наряду с психологической «речевой организацией» и «языковой системой». Речевая деятельность – это и «языковой материал», включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия «речевая деятельность» встречается в работах Л.В. Щербы и некоторых других советских ученых 20-30-х гг. XX века.
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература