logo search

1.6. Обучение речевой деятельности Специфика речевой деятельности в системе обучения языку

Речевая деятельность представляет собой систему умений творческого характера, направленную на решение коммуника­тивных задач в зависимости от ситуации общения. Чтобы об­щение состоялось, необходимо участие информанта (того, кто сообщает) и адресата (того, кому предназначается сообщение), т. е. минимум двух человек.

Предметом речевой деятельности является выражение мы­сли как форма отражения окружающей действительности. Ос­новное средство оформления и выражения мысли — язык.

Выделяют четыре основных вида речевой деятельности: ауди­рование, говорение, чтение и письмо.

Аудирование и говорение обслуживают устную форму обще­ния, а чтение и письмо — письменную. Устное и письменное общение различаются не только по каналу передачи инфор­мации (слуховому или визуальному), но и по происхождению: устные виды речи рассматриваются как первичные, базовые по отношению к письменным. Это не означает, что письменная речь — это особым образом зафиксированная устная, так как каждая форма речи обладает своей специфической структурой и средствами общения.

В речевой деятельности выделяют рецептивные и продуктив­ные виды. Посредством рецептивных видов осуществляются прием и последующая переработка речевого сообщения — ауди­рование и чтение, посредством продуктивных видов передается речевое сообщение, — говорение и письмо. Говорящий или пи­шущий на основе внутренних или внешних побуждений оформ­ляет свои мысли, используя средства языка, кодирует их при помощи звукового или графического кода. Слушающий или читающий, получив информацию, декодирует ее, т. е. распо­знает полученные сигналы, и понимает передаваемую мысль. В процессе приема и передачи используются различные по сво­ему характеру речевые операции. При кодировании осуществ­ляется выбор необходимых слов, грамматическое оформление сообщения, его озвучивание или оформление в графическом ви­де. При декодировании происходит распознавание звуковых или графических сигналов в процессе соотнесения их с имею­щимися в сознании образами, узнавание слов и грамматических средств и на основе этого понимание сообщения. Грамматиче­ские, лексические, фонетические и графические операции в ре­цептивных и продуктивных видах речевой деятельности прин­ципиально отливаются друг от друга, что следует учитывать при обучении неродному языку. Так, в практическом курсе русско­го языка как иностранного необходимо обучать не грамматике как таковой, а выполнению грамматических операций в том или ином виде речевой деятельности. То же относится и к другим аспектам речевой деятельности: лексическому, фонетическому, графическому.

Выделяют внешнюю (устную и письменную) речь и внутрен­нюю речь. Внешняя речь характеризуется полнотой языкового оформления, внутренняя — фрагментарностью и свернутостью, чаще всего она выступает как фаза планирования какой-либо деятельности. Внутренняя речь может и не входить в состав ка­кой-либо деятельности, быть самостоятельной, что позволяет

Считать ее особым видом речевой деятельности (взаимодействием человека с самим собой) и предложить для его обозначения специальный термин – думание. Думание как вид речевой деятельности предшествует другим видам речевой деятельности или протекает одновременно с ними.

В психологии выделяют не только основные виды речевой деятельности, но и производные, или комбинированные, включающие два основных вида – рецептивный и продуктивный, точнее рецептивно-продуктивный и репродуктивный, так как речь идет о воспроизведении воспринятого. К таки видам речевой деятельности относят, например, чтение вслух или конспектирование текста во время его прослушивания. Один из наиболее сложных комбинированных видов речевой деятельности – перевод. Классификация видов речевой деятельности представлена на схеме 2.

Схема 2

Речевая деятельность

Основные виды

Производные виды

Репродук-тивные

Рецептивно-продуктивные

Продуктив-ные

Рецептивные

Речевая деятельность характеризуется трехуровневой структурой, которая представлена на схеме 3.

Схема 3

Первый уровень – мотивационно-побудительный, на котором на основе потребностей формируются мотивы, запускающие всю деятельность, например, при говорении. Источником речевой деятельности во всех ее видах являются коммуникативные и познавательные мотивы – потребности высказать или принять мысль на неродном языке, познакомиться с культурой носителей этого языка, удовлетворить свои профессиональные запросы. На этом же уровне происходит осознание цели деятельности.

Второй уровень – аналитико-синтетический, на котором происходят планирование, программирование и внутренняя организация речевой деятельности, а также отбор и организация языковых средств, необходимых для реализации цели деятельности (выражения своей мысли или понимания чужой).

На третьем, исполнительском уровне выполняется деятельность, которая может быть внешне выраженной (при говорении и письме) или невыраженной (при аудировании и чтении).

В основе речевой деятельности лежит сложные речевой механизм, в состав которого входят механизмы:

Общефункциональные механизмы, сформированные в речи на родном языке, действуют и на изучаемом языке. Механизмы языкового оформления и оперирования при обучении неродном языку чаще всего приходится или формировать заново, или достраивать, приспосабливать к новому языку.

Все виды речевой деятельности имеют общие звенья речевого механизма, что облегчает овладение одним на базе другого.

Эта общность психологических механизмов лежит в основе ме­тодической концепции взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.

Весь комплекс физиологических механизмов направлен на формирование продукта, или результата, речевой деятельно­сти — высказывания или текста в процессе говорения или пись­ма и умозаключения в процессе слушания или чтения. При орга­низации обучения учитываются все основные характеристики речи как деятельности: предмет, структура, средства, способы реализации и сам продукт речевой деятельности.

Трудности речевой деятельности на неродном языке объяс­няются низким уровнем функционирования механизмов речи, приспосабливающихся к иностранному языку. Необходимы специальные упражнения, определяющие усилия по развитию отдельных звеньев и всех механизмов вместе.

Поскольку реализация речи осуществляется в устной или письменной форме, при обучении видам речевой деятельности необходимо иметь в виду экстралингвистические и лингвисти­ческие особенности каждой формы. Сравним экстралингвисти­ческие особенности устной и письменной речи, представленные на схеме 4.

С

Формы РД

Письменная

Устная

Связь с собеседником

Контактная

Дистантная

Ситуация общения

Паралингвистическая информация (мимика, жесты, позы, артикуляция)

Синхронная обратная связь

Есть

Нет

Нет

Есть

Есть

Нет

хема 4

Экстралингвистические особенности речевой деятельности присущи в высшей степени устной речи и отсутствуют при пись­менной форме речевой деятельности. Экстралингвистические факторы помогают восприятию речи, однако существуют опре­деленные трудности, связанные, например, с линейностью во времени, необратимостью отзвучавшего отрезка речи, воспри­ятием темпа, задаваемого говорящим, высокой степенью авто-матизированности устной речи.

Различаются лингвистические особенности устной и пись­менной речи. Для устной речевой деятельности характерны:

частое изменение по ситуации программы высказывания. К лингвистическим характеристикам письменной речи относятся:

Э

Ситуация общения

ти особенности объясняются условиями осуществления письменной речевой деятельности: наличием времени, возмож­ностью внести необходимые коррективы, перечитать и сравнить адекватность результата коммуникативному заданию.

О

Паралингвистическая информация (мимика, жесты, позы, артикуляция)

Синхронная обратная связь

Есть

Есть

Есть

тличительная черта современной методики преподавания русского языка как иностранного — максимальное приближе­ние условий учебного процесса к условиям естественной ком­муникации: акт говорения рассчитан на слушателя, аудирова­ние вообще не может состояться без говорения, письменная речь рассчитана на читателя. В естественной среде виды речевой дея­тельности выступают в тесной взаимосвязи. Именно поэтому в современной методике разрабатывается проблема комплексно­го обучения аудированию, чтению, говорению, письму. Такой подход возможен при условии знаний природы каждого отдель­ного вида речевой деятельности поскольку они имеют и общие, и отличительные характеристики речевого механизма.