4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
языкового строительства. Актуальные проблемы
языковой политики на современном этапе
Под языковой ситуацией понимается взаимоотношение используемых на данной территории (обычно в пределах государства) различных средств коммуникации.
Языковую ситуацию можно рассматривать шире. При этом различают:
Национальную языковую ситуацию (например, чешскую);
Государственную (бельгийскую);
Определенную географически (европейскую);
Обусловленную политическим и идейным сотрудничеством (страны Западной Европы).
Языковая ситуация включает следующие компоненты: 1) социальные условия функционирования языка; 2) сферы и среды их употребления; 3) формы существования языка.
К социальным условиям существования языка относятся: а) социально-экономические формации; б) формы этнической общности; в) уровень суверенитета; г) уровень культурного развития; д) численность народа; е) этническое окружение.
Сферы использования языка – самый важный компонент языковой ситуации. Они обусловлены тематикой коммуникации, временем и местом общения, областью общественной деятельности. Важнейшими являются сферы: а) хозяйственной деятельности; б) общественно-политической; в) быта; г) организованного обучения; д) художественной литературы; е) массовой информации; ж) устного народного творчества; з) науки; и) религиозного культа и некоторые другие.
Средами использования языка является общение: внутри семьи, производственного коллектива, социальной группы, населенного пункта или региона, внутри временно организованного средоточия людей, внутри целого народа, межнациональное общение, общечеловеческое общение.
Формы существования языка делятся на (1) объединяющие всех говорящих и (2) обособляющие всех говорящих.
К формам существования языка, объединяющих всех говорящих, относятся литературная форма, диалектная, наддиалектная, языки межнационального общения, мировые языки. Часто говорят о языке этнического коллектива или о языке как об этническом признаке. Под литературным языком понимают вариант общенародного языка, понимаемый как образцовый. Диалекты – территориальные варианты языка – могут значительно различаться даже на небольшой территории (ср. также говоры).
К формам, обособляющим всех говорящих, относятся мужские и женские языки, ритуальные, кастовые языки, жаргоны и арго (профессиональные языки и неофициальные языки обозначения тех или иных понятий).
Язык говорящего коллектива существует не как «непосредственная данность», но как то, что повторяется в речи этого говорящего коллектива. Напомним, что язык функционирует и непосредственно дан в речи.
Выделяют простые и сложные языковые ситуации. Простая языковая ситуация характеризуется диглоссией (одновременным использованием литературной и диалектной или наддиалектной форм одного языка). Сложная языковая ситуация отличается полилингвизмом (многоязычием). Типичный случай сложной языковой ситуации – билингвизм (двуязычие).
Государств со сложной языковой ситуацией гораздо больше чем с простой. Сложная языковая ситуация наблюдается во многих странах Азии, Африки, Америки и Европы. В Китае 50 народностей говорят на разных языках, здесь сосуществуют тибетская, уйгурская и монгольская письменности. Индия (около 720 языков и диалектов, на многих из них развивается литература). Папуа-Новая Гвинея (862 языка). В африканских государствах сосуществуют этнические общности разных типов: первобытнообщинные, феодальные и современного типа. Здесь функционируют языки миллионов (суахили, хауса, амхарский) и в то же время языки небольшого племени (100 – 150 человек). Например, в Эфиопии (древнейшем государстве Африки) живут 42 миллиона человек, говорящих на 85 языках; широкое распространение получили английский, арабский, итальянский языки; обучение ведется на 15 языках основных народностей страны. В Камеруне (10 миллионов человек) около 247 языков. Эта цифра не окончательна, так как до сих пор выявляются неизвестные языки.
В странах Азии и Африки языковая ситуация осложняется широким распространением европейских языков (английского и французского в первую очередь). Авторитет этих языков определяется следующими факторами: существует большой объем информации на этих языках, они унифицированы и в общественном сознании воспринимаются как языки элитарные.
Во многих странах Европы языковая ситуация тоже непростая. В Швейцарии сосуществуют 4 языка, 3 из них государственные (немецкий, французский, итальянский). На Британских островах типичная ситуация билингвизма: исконный кельтский (ирландский, шотландский и валлийский) и английский языки. Языки распределяются функционально: родной кельтский используется в повседневной коммуникации, также в общественной и производственной деятельности в пределах этнической территории. Литературная форма английского языка используется в различных сферах общегосударственной коммуникации (система образования, СМИ, общественно-политическая деятельность).
Учет и изучение языковой ситуации важны, прежде всего, для осуществления разумной языковой политики. Игнорирование сложной языковой ситуации в конкретном государстве чревато национальными конфликтами. Эффективное языковое строительство требует объективного и полного знания языковой ситуации в том или ином государстве. Точно определить диалектную базу формируемого языка могут только квалифицированные специалисты-лингвисты. Социолингвистическое изучение территорий преследует практические цели – определение языков начального, среднего и высшего образования, выбор языка для средств массовой информации, подготовка кадров переводчиков и многое другое.
Итак, учет сложившейся языковой ситуации важен при разработке и проведении языковой политики. Этот термин употребляется в двух значениях: 1) языковая политика как часть национальной политики того или иного государства, класса, той или иной партии; 2) совокупность мер, предпринимаемых для целенаправленного воздействия на языковое развитие.
Так как язык – важнейший признак нации, то, естественно, национальная политика, в первую очередь, должна касаться языков и их развития. Языковая политика любого многонационального государства может проявляться по-разному. Например, языковая политика может носить характер навязывания единого господствующего языка для общения, как было в СССР. Подобная политика ускоряет процесс исчезновения и деградации языков малых народов. Языковая политика навязывания одного языка, одной культуры может породить культурно-национальное противостояние, национальные конфликты и привести к серьезному кризису в стране.
Языковые реформы не заканчиваются с принятием законов о языке. Необходимо предусмотреть весь комплекс мер по культурно-языковому строительству и обеспечить сохранение тех народов и языков, которые ещё можно сохранить. Одна из первоочередных задач современного языкознания – фиксация исчезающих языков для потомков в виде словарей, текстов, грамматических очерков, магнитофонных записей живой речи и фольклора.
Одной из сфер реализации языковой политики является сфера образования. Именно здесь наиболее наглядно видны результаты этой политики: предпринимает ли государство целенаправленные меры по сохранению языка, заботится ли о его статусе и пр.
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература