logo search
Макет пособия теория языка

6. Виды знаний и особенности их функционирования

Для получения ответов на вопросы о том, как язык связан с мышлением человека и как он участвует в процессах обработки информации, накопления и хранения знаний, необходимо представлять себе, что такое знания.

Вопросы характера знаний, их содержания, хранения, организации, усвоения изучаются в философии, социологии, психологии, психолингвистике и других научных дисциплинах, однако решаются в этих научных отраслях по-разному.

Знания – это «информационные», «содержательные» еди­ницы, которые требуют не столько интеллектуально-творческой работы, сколько работы памяти. Их совокупность представляет собой опре­деленным образом структурированную систему. Понятия «зна­ния» и «информация» определенным образом соотносятся, но между ними су­ществует принципиальная разница: информация есть совокупность упорядо­ченных единиц, знания же представляют собой систему структурированных единиц; информация – это элементы системы, знания – система элементов.

Ранее мы уже говорили о том, что понятие информации и знания тесно связано с представлениями о сущности памяти. В частности, в психологии интенсивно исследуются процессы переработки и хранения информации. Данные об организации функций памяти психологи получают из результатов экспериментов, в которых участвуют люди с разными видами амнезии (потери памяти), развившимися после повреждения мозга.

Полезно знать, что в теориях памяти различают кратковременную и долговременную память. Первая представляет собой активный процесс ограниченной длительности, не оставляющий никаких следов в структурах мозга. Вторая же обусловливает структурные изменения в нервной системе.

Чтобы успешно пользоваться памятью, необходимо успешное осуществление трех процессов: усвоения информации, ее сохранения и воспроизведения в случае необходимости. Заметим, что невозможность вспомнить что-либо может быть следствием нарушения любого из перечисленных выше процессов.

Как указывалось выше, память представляет собой исключительно сложный феномен: мы не просто запоминаем какие-то факты (отдельные элементы), но конструируем систему знаний, которая помогает нам приобретать, хранить и использовать обширный запас знаков. Память – это активный процесс. Накопленные знания непрерывно изменяются, проверяются, перепроверяются, переструктурируются. Обработка знаний осуществляется по определенным принципам. Как указывал один из известных исследователей памяти Джером Брунер, человек способен «и даже весьма склонен усматривать в известных ему частных случаях общие правила». Эта способность, по-видимому, является специфической характеристикой человека как вида.

Принято считать, что наш мозг хранит намного больше информации, чем мы хотели бы или нуждаемся. Главная трудность – доступ к этой информации и её извлечение из памяти.

Знания поступают к нам через органы чувств. Далее они изменяются и хранятся в виде абстрактных репрезента­ций. Именно они подвергаются изменениям. Эти из­менения, или модификации связаны с нашим прошлым опытом, результатом которого явилась сложная сеть наших знаний. Таким образом, поступающая информация обрабатывается, абстрагируется и хранится затем в системе памяти че­ловека.

Еще один важный вопрос: как человек овладевает зна­ниями? С ответом на него связаны гипотезы врожденного и приобретенного знания. Попытки объяснить, как ребенок овладевает языковыми закономерно­стями, обычно увязываются с двумя научными подходами. Первый не признаёт наличия у детей какого-то ни было врожденного знания, но допускает, что человек от рожде­ния имеет нечто, дающее возможность овладения языком, т.е. обладает врожденными средствами (механизмами и процедурами) овладения знанием. Решающая роль отводится прижизненному опыту ребенка, благодаря которому формируется не имевшееся ранее знание. Согласно второму подходу, человек от рождения уже располагает определен­ным «базовым» знанием. Однако мнения о характере такого знания различа­ются. По-разному объясняют и то, как врожденное знание «извлекается» и ис­пользуется.

В работах многих отече­ственных ученых встречается критика идеи врожденного знания. В концепции, идущей от Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Александра Романовича Лурии, утверждается, что структуры языка не являются врожденными, они представляют собой результат отражения отношений объективной дейст­вительности. Основания для усвоения языка следует искать вне индивида, овла­девающего языком, в санкционированных обществом нормах и способах обще­ния, носителями которых для ребенка являются взрослые.

Одной из фундаментальных научных задач современности является разработка общей теории знаний.

До настоящего времени не имеется единой и не­противоречивой классификации знаний, которая смогла бы объединить все виды знаний, выделяемые по разным основаниям.

В общем виде знание принято делить на научное и ненаучное (обыден­ное). В научном знании выделяют естественнонаучное и гуманитарное.

Другая классификация общего типа разграничивает знание социальное (философское, экономическое или естественнонаучное, гуманитарное) и инди­видуальное (личностное). Здесь, по мнению ряда авторов, знания противопос­тавляются по степени известности.

В отношении к продуктивной деятельности человека выделяют предметные знания (т.е. знания о некой предметной области объективного мира) и методо­логические (т.е. знания о знаниях и о способах деятельности, о процедурах опе­рирования знаниями).

С точки зрения содержания знаний они делятся на энциклопедические (знания о мире) и языковые (знания о системе языка: фонологические, морфологичекие, лексические, синтаксические; знания о правилах построения высказываний по моделям, существующим в языке и правилах функционирования языковых единиц в речи и пр.).

В плане содержания ов­ладения языком родным или вторым (иностранным) разграничиваются языковые и метаязыковые знания.

В соответствии со способами усвоения и запоминания информации (и/или на основании критерия роли соответствующих типов знаний при овла­дении и пользовании естественным языком, как родным, так и иностранным) разграничивают декларативное и процедурное знание. Декларативное знание – это знание о чем-либо, в то время как процедурное знание – это зна­ние как сделать что-либо, но не на уровне вербального описания, а в плане ре­ального действия. Представление об этих двух типах знаний опирается на научные концепции (в первую очередь, концепцию Дж. Андерсона), в которых долговременная постоянная память подразделяется на декларативную (содержащую все известные нам факты) и процедурную (содержащую процедуры всех действий, которые мы можем выполнить). Соответственно различаются знания фактов и знания процедур.

Согласно этой концепции декларативная память включает семантические знания и недавно закодированные эпизоды, объединяемые в смешанную семантическую сеть; из­влечение информации происходит путем распространения активации по этой сети. Для декларативной памяти типично оперирование пропозициями, которые могут формироваться вербально, поэтому мы их осознаем.

Дж. Андерсон разграничивает осознаваемые факты и автоматические действия («процедуры», «продукции»). Процедурная память содержит условие совершения действий («если – то»). Если совпадают условия в нашем опыте и в наличной ситуации, то из памяти извлекается соответствующее действие. Осо­бенностью продукций является то, что они автоматически извлекаются, когда встречаются соответствующие условия.

То, как человек пользуется системой языка, не зависит от его степени осоз­нания этой системы или от его способности описать эту систему.

Процессы анализа и осознания знания обычно увязываются с разграни­чением имплицитных и эксплицитных знаний. Имплицитное знание – это интуитивная информация, которой оперируют, например, обу­чаемые; эксплицитное знание – это осознаваемое знание о языке, то есть правила, которые фор­мируются вербально.

Существует также проблема выводного знания, связанного с разграничением явно выраженной в высказывании или тексте информации и того, что в той или иной мере подразумевается или может быть «выведено» из непосредственно данного на основании языковых и/или энциклопедических знаний индивида. Выводное знание непосред­ственно помогает нам понимать как звучащий, так и написанный текст, оно связано с широким кругом понятия, путь к нему может требовать ряда переходов.

К понятию выводного знания обращаются специалисты в различных областях знания – лингвисты, психологи, психолингвисты. Внимание исследо­вателей в основном направлено на разные особенности выводного знания и на те или иные опоры, играющие особую роль при его извлечении и функционировании.

Как отмечает Александра Александровна Залевская, для установле­ния конкретного объекта сообщения человеку часто приходится опираться на выводное знание, осно­вывающееся на его энциклопедическом знании. То есть человек, слушаю­щий или читающий, воспринимает и понимает информацию, опираясь на свое прошлое знание, свой прошлый опыт. Это энциклопедическое знание, которое хранится в долговременной памяти человека и которое составляет основу выводного знания при «вынесении» информации из текста. Выводное знание – это некоторое заключение, ко­торое выводит читающий (слушающий) текст из очевидного.

Экспериментальные ис­следования, свидетельствуют о том, что слушающий/читающий заполняет пробелы в воспринимаемом тексте, чтобы получить связное целое, и при этом соединение выводного знания и того, что явно дано в тексте, может приводить к забыванию исходной синтаксической формы текста и к сохранению только смысловой сути. В исходном тексте слова и синтакси­ческие структуры претерпевают изменения через призму нашего языкового или энциклопедического знания.

Важно добавить, что во всех названных случаях выводное знание точнее было бы на­звать выводным знанием (отношением) поскольку личностная интерпретация выводимых фактов всегда сопровождается их эмоционально-оценочным пере­живанием.

Взаимодействие различных видов знаний, особым образом репрезентированных в памяти индивида и составляющих основу для выводного знания, обеспечивает функционирование речевого механизма в процессе понимания текста.