12.Язык как знаковая система
Понимание устройства языка и его роли в жизни человека невозможно без знания о знаковой природе языка. Знаки не являются предметом изучения лингвистики, ими занимается семиотика, однако эта наука тесно связана с языковедением.
Часто говорят, что основная функция языка – коммуникативная, то есть язык предназначен для передачи информации. Это означает, что единицы языка ценны, поскольку они что-то значат, служат для передачи какого-то значения. Правда, различные типы языковых единиц (и об этом мы будем говорить далее) выражают значения по-разному. Тем не менее, проблемы значения имеют непосредственное отношение к знаковости языка.
Как указывают М. Данези и П. Перрон в своей книге по межкультурной коммуникации, Homo culturalis (человек культурный) является прямым потомком Homo signans (человека обозначающего). Отличительной характеристикой человеческого вида всегда была его замечательная способность представлять мир в виде картинок, голосовых звуков, жестов и подобных вещей. Именно по этой причине человек постепенно начал существовать не по закону естественного отбора, но по «историческому закону», т.е. по закону значений, которые предшествующие поколения накапливали, облекая их в форму знаков. В отличие от природы, культура насквозь значима, поскольку повсюду человек стремится найти значения для того, чтобы выжить.
Понятие знака охватывает исключительно широкий круг явлений, которые исследуются современной семиотикой. Но семиотика возникла на основании данных разных наук: о знаках задумывались философы, психологи, языковеды, математики и др. Обсуждение проблем знаковости можно найти в трудах Джона Локка, Гегеля, Вильгельма фон Гумбольдта, Филиппа Федоровича Фортунатова, Фердинанда де Соссюра.
В разных научных направлениях можно найти различные дефиниции знака, но мы (как и ранее при определении сложных явлений, связанных с деятельностью человека) при обсуждении знаковой природы языка будем ориентироваться на главные сущностные характеристики знака: это явление или предмет материальной природы, предназначенный для передачи какого-либо значения. Можно сказать также, что знаки выполняют функцию замещения (например, слово в сознании человека выступает как «заменитель» предмета – вспомните высказывание Николая Ивановича Жинкина: «Понимаем мы не речь, а действительность»).
Основателем современной семиотики считают Чарльза Пирса (1839-1914) – родоначальника философии прагматизма. Чарльз Пирс предложил классификацию знаков, которая до сих пор является базой для разработки теории знака (хотя в современной науке существует множество классификаций знаков). Как подчеркивает Нина Борисовна Мечковская, эта классификация является сущностной: она учитывает степень мотивированности оболочки знака его содержанием, что является главным в двусторонней структуре знака. Классификация Пирса – самая органичная для семиотики, она включает три класса знаков: знаки-индексы, знаки-копии (иконы) и знаки-символы. Понятно, что степень мотивированности знака-индекса (ср.: «Нет дыма без огня») значительно выше, чем мотивированность знака-символа (ср.: олимпийские кольца – символ Олимпийских игр, чаша со змеей – символ медицины и др.).
Среди огромного многообразия систем знаков язык занимает особое положение. По словам Эмиля Бенвениста, само понятие «знаковой функции» возникает лишь с появлением естественного языка человека, и только этот язык дает «образцовое воплощение» этой функции. Как указывает Евгений Николаевич Панов, естественный язык человека «осуществляет семиотическое (т.е. знаковое) моделирование и тем самым служит универсальной семиотической матрицей, на которой можно вторично построить практически неограниченное число самых разнообразных систем». Одной из важнейших характеристик языка как системы знаков является то, что мир символов в известной степени независим, автономен от мира вещей.
В приведенном отрывке из книги Евгения Николаевича Панова «Знаки. Символы. Языки» отмечены важные свойства языка, которые делают язык совершенно «особой» системой знаков. Все знаковые системы (а их в культуре существует бесконечное множество) обладают принципиально одинаковыми свойствами:
они предназначены для передачи информации;
они создаются общественной практикой (социальны);
представляют собой единство означающего (формы знака) и означаемого (значения знака);
отражают действительность (объективную или субъективную);
могут подвергаться изменениям в результате внешнего воздействия.
Но язык обладает и уникальными свойствами:
он универсален (может использоваться абсолютно во всех сферах деятельности человека, в то время как другие системы знаков имеют ограниченную сферу применения);
он может изменяться и по своим внутренним законам;
возникает естественным путём.
Первым применил понятие знака к анализу языка как системы швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр. Он рассматривал язык как систему знаков, в которой единственно существенным качеством является соединение смысла и акустического образа: «Слово в качестве языкового знака есть двусторонняя психическая сущность, которая держится на неразрывной связи между понятием и его акустическим образом… Естественной для человека является не речевая деятельность, а способность создавать язык, т.е. систему дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям».
Одним из выдающихся семиологов нашего времени является итальянский ученый Умберто Эко. Эко считает, что современная семиотика является наукой в полном смысле слова, потому что она:
является самостоятельной дисциплиной;
имеет в своем распоряжении стандартизованный методологический инструментарий;
способна выдвигать гипотезы;
дает возможность прогнозирования;
открытия семиотики могут привести к изменению объективного мира.
Книги Умберто Эко (как научные книги и статьи, так и романы) пользуются популярностью во всем мире.
Именно потому, что человек творит знаки (т.е. «приписывает» значения явлениям и вещам), в его распоряжении оказывается мощнейший аппарат, который позволяет с помощью конечного числа элементов (системы языка) создавать неограниченное, бесконечное число сообщений. Это дает возможность не только «передавать информацию», но (что самое главное!) хранить ее в памяти, выстраивая, таким образом, картину мира (о которой мы уже говорили ранее). Если перефразировать известную фразу Карла Маркса о том, что деньги есть превращенная форма товара, то можно утверждать, что способность человека к семиозису (означиванию) делает для него слово (язык) превращенной формой мира. То, что мы храним эту «превращенную форму» в памяти дает нам возможность абстрагирования: мы можем «общаться» с миром не напрямую, а опосредованно, мысленно «видим» перед собой отсутствующие в данный момент предметы, можем оперировать ими. Эта способность представляется человеку совершенно естественной, но, по-видимому, именно она делает человека человеком.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 4
Вопросы для размышления и практические задания
Почему все многообразие психических явлений называют процессами?
Как соотносятся между собой утверждения о том, что мышление невозможно без языка, и о том, что человек может мыслить и не в языковых формах?
Сравните определения сознания, данные в тексте лекции по теме 4, и прокомментируйте разницу. Почему одно и то же явление может трактоваться по-разному?
Приведите примеры из Вашего личного опыта, иллюстрирующие различные аспекты работы памяти: опоры для запоминания каких-либо фактов, проблемы с извлечением информации из памяти и т.п. Какие свойства памяти проявляются в этих примерах?
Как Вы думаете, почему когнитивная наука стала активно развиваться именно в XX веке? Почему настолько актуальной в это время стала проблема знаний и способов овладения знаниями?
Приведите примеры использования декларативного и процедурного знаний. Когда «востребован» каждый из этих типов знаний?
Как Вы думаете, почему культура пользуется достаточно большим количеством прецедентных феноменов? Приведите примеры прецедентных феноменов, которые Вы сами часто используете в коммуникации.
Что Вы считаете главным для адекватного восприятия речевого сообщения (устного высказывания и/или письменного текста)?
Как Вы считаете, являетесь ли Вы билингвом? Обоснуйте свою точку зрения.
В когнитивной науке концепты обычно классифицируются по признаку абстрактности/конкретности. Можете ли Вы проиллюстрировать такие различия примерами?
Как Вы считаете, зависит ли то, как люди видят и понимают окружающий их мир, от языка, на котором они говорят?
Зачем нужно рассматривать уровни языковой личности?
Почему рассмотрение языка обязательно должно включать в себя обоснование его знаковой природы?
Сколько знаковых систем «обслуживает» Ваше повседневную жизнь?
А. Язык и мышление
1) Сопоставьте приведенные ниже высказывания и сделайте вывод о точках зрения на проблему взаимоотношения языка и мышления.
Мышление без слов так же возможно, как и мышление на базе слов. Словесное мышление – это только один из типов мышления. Борис Александрович Серебренников |
Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно. Альберт Эйнштейн |
2) Сопоставьте приведенные ниже высказывания, выделите из них общую идею.
Мысль не выражается в слове, она совершается в слове. Лев Семенович Выготский |
В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем Сергей Леонидович Рубинштейн |
… течение и движение мысли не совпадают прямо и непосредственно с развертыванием речи. Единицы мысли и единицы речи не совпадают. Одни и другой процессы обнаруживают единство, но не тождество. Они связаны друг с другом сложными переходами, сложными превращениями, но не покрывают друг друга, как наложенные друг на друга прямые линии. Лев Семенович Выготский |
3) Прочитайте текст и объясните, что означает слово опосредствовано в контексте обсуждения проблемы языка и мышления? Согласны ли Вы с точкой зрения Алексея Алексеевича Леонтьева?
…едва ли психологу, занимающемуся языком, следует серьезно ставить во главу угла положение, что «язык и мышление находятся в непосредственной связи друг с другом, образуя неразрывное единство» (Беляев 1965: 39). Почему-то считается, что эта бессодержательная формулировка есть необходимая составная часть марксистского понимания сознания и мышления, и, высказав его, мы тем самым определяем свою философскую позицию. Во-первых, под этим тезисом охотно подпишется не только марксист, но и ученый, весьма от марксизма далекий – неогумбольтианец вайсгерберовского толка, английский «лингвистический философ», американский «общий семантик»… Во-вторых, как раз с точки зрения марксизма едва ли закономерно говорить просто о «связи» языка и мышления, ибо марксистская психология и вслед за ней гносеология указывает на языковую природу специфически человеческого мышления, на тот факт, что человеческое мышление опосредствовано общественно выработанными знаковыми системами, в том числе языком. Без языка мышление просто не может существовать. Вот с того, как именно осуществляется это опосредствование, каковы его конкретно-психологические механизмы, и следовало, на наш взгляд, начинать, а не с цитированного положения, «принципиальность» которого только кажущаяся. Другое дело, что эти конкретно-психологические механизмы можно понимать по-разному Алексей Алексеевич Леонтьев |
4) Ознакомьтесь с выдержками из работ Николая Ивановича Жинкина и прокомментируйте их с точки зрения проблемы соотношения языка и мышления.
Вещи и события, которые воспринимает человек, представляют собой некоторую реальную целостность, доступную познанию в меру взаимодействия сенсорных устройств. Это субъективный опыт, недостаточный для полезного воздействия и перестройки окружающей действительности. Вот почему у человека должна была сформироваться речевая коммуникация, которую можно рассматривать как неотъемлемое свойство человеческого интеллекта и как его потребность. Это значит, что самим языком и речью управляет интеллект. Язык и речь – это каналы для усвоения такой информации, которая обеспечивает понимание действительности и ее перестройку соответственно потребностям человека. … Понимать надо не речь, а действительность, именно поэтому в процессе коммуникации происходит все время преодоление и переустройство памяти на новую, более совершенную. Это достигается тем, что наличная информация, принятая при участии аналоговой сенсорики (непосредственно недоступной интеллекту), преобразуется в сети интеллекта на множество дискретных единиц соответственно накопленной ранее системе предметных отношений (знаний)… Вступает в действие очень важный механизм речемыслительной деятельности – внутренняя речь. Внутренняя речь не обладает набором стандартных грамматических правили даже алфавитом лексики. Она не является ни строго дискретной, ни целиком аналоговой. В ней могут появиться apriori возникшие пространственные схемы, наглядные представления, отголоски интонации, отдельные слова и т.п. Это язык-посредник, при участии которого замысел переводится на общедоступный язык каждого партнера… Внутренняя речь является необходимым транслятором для взаимного понимания при говорении на родной языке. Особую значимость она приобретает при обмене информацией людей, говорящих на языках, построенных на разных грамматиках. … мышление реализуется не на каком-либо национальном языке, а на особом языке, вырабатываемом каждым мыслящим человеком… Николай Иванович Жинкин |
Б. Когнитивные структуры и знаковые системы
Прочитайте приведенные ниже выдержки из трудов ученых. Сопоставьте их с текстом лекции и скажите, что нового Вы узнали. Дополняют ил эти высказывания Ваши знания по обсуждаемым проблемам?
Средства эмоционального воздействия не должны выноситься за рамки знаковых систем, поскольку одна из функций знака как раз и состоит в том, чтобы вызывать эмоции, вне знаковых систем могут оказаться разве что стимулы. Так, плач от лука есть не более чем простая рефлекторная реакция, но какая-нибудь душераздирающая сцена вызывает у меня слезы только после того, как я восприму ее как знак. Умберто Эко |
Категоризация обеспечивает взаимную связь (gateway) между процессами восприятия и познания. После того как перцептивная система получает информацию о некоторой сущности и ее окружении, когнитивная система помещает эту сущность в некоторую категорию (например, буква). Такие категории являются репрезентациями, поскольку они замещают воспринятые сущности. Действительная форма репрезентации в мозге человека вовсе не должна быть похожей на своего референта или на его языковое обозначение. Как бы то ни было, такие состояния мозга являются репрезентациями в том смысле, что они замещают внешних референтов и когнитивные механизмы могут манипулировать этими репрезентациями в целях суждения об окружающем человека мире. Лоренс Барсалоу |
Среди факторов, обусловливающих адекватность понимания коммуникантами друг друга в процессе общения, следует назвать корпус знаний и представлений, которым располагает каждый из коммуникантов. Совокупность всех знаний и представлений есть когнитивное пространство (КП) индивидуума, формируемое когнитивными структурами (КС), которые могут быть либо лингвистическими, либо феноменологическими. К лингвистическим когнитивным структурам (ЛКС) мы относим те КС, которые лежат в основе языковой компетенции и формируют совокупность знаний и представлений о законах языка, о его синтаксическом строении, лексическом запасе, фонетико-фонологическом строе, о законах функционирования его единиц и построения речи на данном языке. Феноменологические когнитивные структуры (ФКС) формируют совокупность знаний и представлений о феноменах экстралингвистической и собственно лингвистической природыi, т. е. об исторических событиях, реальных личностях, законах природы, произведениях искусства, в том числе и литературных и т. д. (см., напр., [8]). Общение и понимание невозможно, если коммуниканты не владеют общими КС (общим фондом знаний). Чем больше «коллективных» КС, тем лучше понимание, вплоть до того, что называется «пониманием с полуслова». Виктория Владимировна Красных, Дмитрий Борисович Гудков |
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература