3. Цели и содержание обучения иностранным языкам в средней школе. Динамика целей (в советской школе).
Цели и содержание обучения иностранному языку. (гл. 3)
Цель определяется как осознанная потребность, как мыслимый результат деятельности.
Цель выступает как «запускной механизм» деятельности. От того, насколько четко осознаются цели, зависит эффективность обучения. Иерархия целей: 1) учитель должен осознавать конечные цели обучения, 2) промежуточные цели ( этапов обучения – младший , средний, старший), цели различных годов обучения,3) цели промежуточных уроков, 4)цели урока ИЯ.
Цели динамичны. Чем определяется цель обучения в СШ?
социальным заказом общества к образованию;
социальным заказом общества к обучению именно ИЯ, зафиксированный в программе;
уровнем развития методики и смежных с ней наук;
условий обучения и усвоения.
Трактовка целей обучения ИЯ в разные периоды развития советской школы была различной:
30-е годы: практическая цель с выдвижением чтения на первое место;
40-е годы: образовательная цель;
50-60-годы: практическая цель;
80-е годы: комплексный подход в реализации целей обучения (практических, образовательных, практических).
Сегодня – 4 аспекта целей. Практическая цель – обучать общению на ИЯ непосредственно и через книгу. Реализация практической цели возможна лишь в определенных пределах, т.е. на строго ограниченном языковом материале, достаточном для развития речевых автоматизмов и сложных речевых умений, которые бы позволяли решать средствами ИЯ коммуникативно-познавательные задачи: выражать в элементарной форме свои мысли, распознавать в общем плане мысли других, добиваться в целом взаимопонимания при общении.
Образовательные цели – расширение филологического образования школьников, расширение их общего образования, общей культуры.
Воспитательные и развивающие цели – обучение ИЯ помогает развитию всех сторон личности школьников: их мировоззрения, мышления, памяти, чувств и эмоций, системы нравственных и эстетических взглядов, черт характера, культуры умственного труда, потребности в самообразовании и самовоспитании.
Ц Практический аспект
Образовательный аспект воспитательный
Развивающий аспект
Цель обучения ИЯ – формирование коммуникативной компетенции – способности осуществлять языковое общение в соответствии с целью и ролью коммуникантов и ситуаций общения. 6 порогов компетенции:
лингвистическая компетенция (знание лексических единиц и грамматических правил, при помощи которых формируется значимое высказывание).
Социально-лингвистическая компетенция (способность использовать и интерпретировать языковые формы в соответствии с ситуациями общения).
компетенция дискурса – это способность воспринимать и успешно добиваться связанности отдельных выражений в коммуникативно значимых высказываниях (т.е. говорить не отдельными предложениями).
стратегическая компетенция – предполагает способность использовать вербальные и невербальные стратегии для компенсации незнания, непонимания речевого хода.
социально-культурная – определенная степень знакомства с социально-культурным контекстом ИЯ.
социальная – желание и готовность вступать в взаимодействие и способность ориентироваться в ситуациях соц. общения (самая высокая степень).
Коммуникативная компетенция формируется посредством участия навыков и умений в ИЯ.
Содержание обучения иностранному языку (с. 52 у ГЕЗ)
Содержание обучения – языковые навыки, речевые умения, тексты в графическом и звуковом оформлении, темы и ситуация, в пределах которых формируются речевые умения, языковые понятия, отсутствующие в РЯ учащихся.
Содержание обучения –
знания о способах действия с языковым материалом и способах деятельности по освоению сознательного формирования навыков;
умения в различных видах РД;
тематика устной речи и чтения.
(СВ) Содержание обучения ИЯ предполагает 3 компонента:
- лингвистический 1) языковой материал: фонетический, лексический, грамматический), 2) речевой материал (образцы речевых высказываний, которые тематически и ситуационно обусловлены), 3) социокультурный элемент (страноведение).
- психологический – формирование умений и навыков в ИЯ
- методологический – овладение приемами учения.
Отбор материала производится с учетом принципов :
необходимости и достаточности содержания в целом и его частей для реализации практической цели обучения;
возможности для усвоения и доступности содержания в целом и его частей для усвоения.
С. определяется соц. заказом и зависит от1) уровня развития методики, 2) уровня разработки средств обучения, 3) уровня подготовки кадров, 4)материальной базы.
Содержание обучения - ''совокупность того, что учащиеся должны освоить, чтобы качество и уровень их владения изучаемым языком соответствовали задачам данного учебного заведения'' (словарь с. 77). Включает в себя:
системные знания о языке, имеющие коммуникативное значение, специфические речевые правила высокого уровня обобщенности, а также фоновые знания.
Навыки (произносительные, лексические, орфографические и грамматические) оперирования отобранным минимумом языкового материала.
Учебные умения.
Языковой материал (Л, Ф, Г, О).
Речевой материал: речевые образцы, формулы и клише, ситуации общения, темы, образцы текстов для аудирования, для различных видов чтения, а также диалоги-образцы.
Приемы обучения.
- 2. Методика и ее базисные науки. Роль этих наук в развитии методики. Связь методики оия со смежными науками.
- Психология речи - методика –
- 3. Цели и содержание обучения иностранным языкам в средней школе. Динамика целей (в советской школе).
- 4. Методические принципы обучения иностранным языкам (словарь с. 23)
- Частнометодические принципы
- Семинар 2 основные методические категории и понятия
- Базисные категории м:
- 4 Подхода:
- Речевое умение
- Знание –
- Упражнение –
- Семинар характеристика современных методов обучения ия
- 4 Подхода у св:
- Часть II. Обучение основам речевой деятельности раздел а. Формирование навыков. Семинар обучение произношению
- Произношение
- Задача:
- Содержание оп:
- Трудности.
- Принципы:
- Методика оп.
- Этапы овладения произношением
- Контроль -
- Может происходить при использовании любых вышеуказанных упр-ий
- Сложность обучения обусловлена определенными психофзиологическими особенностями:
- Упражнения:
- Литература
- Обучение лексике
- Любой говорящий производит 2 операции
- Работа над иноязычным словом должна обеспечить
- Приемы семантизации –
- У пражнения на применение лексики
- Обучение аудированию
- Обучение говорению
- 2.3.Классификация речи на продуктивную и репродуктивную.
- 2.2.Классификация речи на подготовленную и неподготовленную.
- 2.4.Классификация речи по принципу количества коммуникантов:
- Цели и содержание обучения говорению в сш.
- 4Методика обучения говорению.
- Принципы ситуативности
- Обучение монологу.
- Обучение диалогической речи.
- Контроль речевых умений
- Обучение чтению
- 7 Недостатки в обучении чтению:
- Урок как основной компонент учебного процесса
- (Речевой )Навык