logo search
КУРС ЛЕКЦИЙ поРЯиКР

Стратегические коммуникативные цели

Коммуникативная цель

Конкретизация цели

Коммуникативные ситуации или жанры

Устные

Письменные

Проинформировать

Описать, рассказать, отчитаться

Программа новостей

Отчет на деловом совещании

Репортаж

Отчет по лабораторной работе

Убедить

Склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства

Выступления участников ток-шоу

Беседа врача с пациентом

Статья в СМИ на актуальную тему

Научная дискуссия в журнале

Внушить

Обратиться к разуму и чувствам аудитории, используя как логические, так и эмоциональные средства воздействия

Рекламный ролик

Сеанс у психиатра

Родительская нотация

Рекламный текст

Побудить

к действию

Призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие

Выступление на митинге

Распоряжение руководителя

Бытовая просьба

Указ Президента РФ

Приказ по предприятию

Повестка в суд (военкомат)

Выразить

свою оценку

Высказать своё понимание добра и зла, прекрасного и безобразного

Тост

Комплимент

Поздравление

Рецензия

Представление к награде

Доставить

удовольствие

Главным становится общение как таковое с целью времяпрепровождения и/или получения

удовольствия

Дружеское общение

Интимное общение

Развлекательные теле- и радиопередачи

Развлекательная литература

Выразить своё

видение мира

Выразить свои эмоции и мировосприятие и возбудить сходные эмоции у адресата

Литературное творчество

Чтение художественной литературы

Важно помнить, что во многих ситуациях преследуется сразу несколько целей и определить главную подчас довольно сложно. Так, к примеру, рекламное объявление призвано, во-первых, проинформировать покупателя о новом товаре, во-вторых, создать в сознании потребителя благоприятный образ товара и – самое главное! – побудить читателя запомнить рекламируемую марку и приобрести товар.

Однако помимо стратегических целей в коммуникативной ситуации важны коммуникативные намерения участников общения. Именно намерение выявляет истинные мотивы речевого поведения (цели и намерения могут не совпадать и даже противоречить друг другу). Дело в том, что говорящий не всегда показывает свои истинные намерения, а иногда не до конца их сам осознает. Например, в некоторых случаях человек, рассказывая о каком-то затруднении, о своих проблемах, открыто не просит о помощи, но всем своим поведением как бы говорит, что он в ней нуждается. Или же, скажем, подросток как бы невзначай сообщает своим родителям, что Пете из соседней квартиры родители купили (или обещают купить) дорогой ноутбук. Разумеется, мотивом его речевого поведения является невысказанное прямо желание самому иметь такую же вещь, а вовсе не желание проинформировать адресата, т. е. родителей.

Результативность речи также проявляется в реальной коммуникативной ситуации, и только в ее контексте мы можем оценивать успехи или неудачи участников речевого взаимодействия. С одной стороны, условия коммуникативного успеха очевидны: это адекватные коммуникативному намерению (и целям) восприятие, понимание и интерпретация речи адресатом (подробнее см. табл. 6.5).

Таблица 6.5