Стратегические коммуникативные цели
Коммуникативная цель |
Конкретизация цели | Коммуникативные ситуации или жанры | ||
Устные |
Письменные | |||
Проинформировать | Описать, рассказать, отчитаться | Программа новостей Отчет на деловом совещании | Репортаж Отчет по лабораторной работе | |
Убедить | Склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и доказательства | Выступления участников ток-шоу Беседа врача с пациентом | Статья в СМИ на актуальную тему Научная дискуссия в журнале | |
Внушить | Обратиться к разуму и чувствам аудитории, используя как логические, так и эмоциональные средства воздействия |
Рекламный ролик Сеанс у психиатра Родительская нотация |
Рекламный текст | |
Побудить к действию | Призвать, убедить собеседника в необходимости действия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие |
Выступление на митинге Распоряжение руководителя Бытовая просьба |
Указ Президента РФ Приказ по предприятию Повестка в суд (военкомат) | |
Выразить свою оценку | Высказать своё понимание добра и зла, прекрасного и безобразного | Тост Комплимент Поздравление | Рецензия Представление к награде | |
Доставить удовольствие | Главным становится общение как таковое с целью времяпрепровождения и/или получения удовольствия |
Дружеское общение Интимное общение Развлекательные теле- и радиопередачи |
Развлекательная литература | |
Выразить своё видение мира | Выразить свои эмоции и мировосприятие и возбудить сходные эмоции у адресата |
| Литературное творчество Чтение художественной литературы |
Важно помнить, что во многих ситуациях преследуется сразу несколько целей и определить главную подчас довольно сложно. Так, к примеру, рекламное объявление призвано, во-первых, проинформировать покупателя о новом товаре, во-вторых, создать в сознании потребителя благоприятный образ товара и – самое главное! – побудить читателя запомнить рекламируемую марку и приобрести товар.
Однако помимо стратегических целей в коммуникативной ситуации важны коммуникативные намерения участников общения. Именно намерение выявляет истинные мотивы речевого поведения (цели и намерения могут не совпадать и даже противоречить друг другу). Дело в том, что говорящий не всегда показывает свои истинные намерения, а иногда не до конца их сам осознает. Например, в некоторых случаях человек, рассказывая о каком-то затруднении, о своих проблемах, открыто не просит о помощи, но всем своим поведением как бы говорит, что он в ней нуждается. Или же, скажем, подросток как бы невзначай сообщает своим родителям, что Пете из соседней квартиры родители купили (или обещают купить) дорогой ноутбук. Разумеется, мотивом его речевого поведения является невысказанное прямо желание самому иметь такую же вещь, а вовсе не желание проинформировать адресата, т. е. родителей.
Результативность речи также проявляется в реальной коммуникативной ситуации, и только в ее контексте мы можем оценивать успехи или неудачи участников речевого взаимодействия. С одной стороны, условия коммуникативного успеха очевидны: это адекватные коммуникативному намерению (и целям) восприятие, понимание и интерпретация речи адресатом (подробнее см. табл. 6.5).
Таблица 6.5
- Содержание
- От авторов
- Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
- 1.1. Язык – естественная знаковая система
- Основные языковые единицы
- Фонема – фонетический уровень
- Системная связь единиц языка
- Сопоставление языка и природы
- 1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
- И их перевода на французский язык
- 1.3. Сущность понятия «речь»
- 1.4. Функции языка и речи
- Функции языка и речи
- 1.5. Свойства языка и речи
- Свойства языка и речи
- Список рекомендуемой литературы
- Речевая деятельность. Речевое взаимодействие
- 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
- 2.2. Структура речевой деятельности
- Характеристика компонентов речевой деятельности
- 2.3.Общая характеристика структурных компонентов речевой
- Вербальные средства речевого взаимодействия
- Значения глагольных приставок
- Структура интонации
- Виды жестов
- Отличительные признаки письма
- 2.4. Речевое взаимодействие
- Список рекомендуемой литературы
- Текст как речевое произведение
- 3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
- Основные текстовые категории
- 3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Виды связности в тексте
- 3.3. Членимость текста. Композиция
- Единицы членения текста
- Функции заголовка в тексте
- 3.4. Образец лингвистического анализа текста
- Лингвистический анализ текста и. Золотусского
- 3.5. Взаимодействие текстов
- Способы взаимодействия текстов
- 3.6. Прецедентные тексты
- Список рекомендуемой литературы
- 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
- Основные функции культуры
- Явления, смежные с понятием культура
- 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
- Ключевые идеи русской языковой картины мира
- Основные типы речевой культуры
- 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
- Три аспекта культуры речи
- 4.4. Языковая личность
- 4.5. Пути совершенствования речевой культуры
- Список рекомендуемой литературы
- Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи
- Основные периоды развития русского языка
- Формирование исконно русской лексики
- Структура общенародного языка
- Свойства литературного языка
- Сходство русского и старославянского языков
- Иноязычная лексика русского языка
- 5.3. Внелитературные разновидности русского языка
- Внелитературные разновидности общенародного языка
- Просторечные языковые явления
- Языковые нормы
- Свойства языковых норм
- Разновидности языковых норм
- 5.5. Типы словарей. Лингвистические словари
- Сопоставительная характеристика энциклопедических и лингвистических словарей
- Типы лингвистических словарей
- Современные толковые словари
- Структура словарной статьи в толковом словаре
- Способы объяснения лексического значения слов
- Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
- Этические принципы общения
- Коммуникативные принципы общения
- 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
- Составляющие коммуникативной ситуации
- Стратегические коммуникативные цели
- Условия коммуникативного успеха
- 6.3. Речевой этикет
- Свойства речевого этикета
- Основные этикетные жанры
- Нормы ты-вы общения
- Грани вежливости
- 6.4. Коммуникативные качества речи
- Коммуникативные качества речи
- Языковые средства, обеспечивающие или нарушающие коммуникативные качества речи
- Список рекомендуемой литературы
- Стилистика
- 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
- 7.2. Три модели понятия «стиль»
- 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики
- Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
- Разделы стилистики
- Список рекомендуемой литературы
- 8.2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
- Модели делового общения
- Жанры административного подстиля
- 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
- 8.4. Подстили научного стиля
- Подстили и жанры научного стиля
- 8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства
- Стилеобразующие черты строгих стилей
- Языковые средства воплощения обобщённости и информационной насыщенности строгих стилей
- Языковые средства воплощения логичности и точности строгих стилей
- Список рекомендуемой литературы
- Публицистический стиль. Основы публичной речи
- 9.1. Общая характеристика публицистического стиля
- 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их
- Основные стилеобразующие черты публицистического стиля
- Основные жанры публицистики
- Языковые средства воплощения стилеобразующих черт публицистического стиля
- 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки.
- Виды красноречия на основе сферы употребления
- 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
- Композиционные элементы текста публичного выступления
- 9.5. Логические основы речи. Аргументация
- Рациональные аргументы
- Иррациональные аргументы
- 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
- 9.7. Виды дискуссионной речи
- Список рекомендуемой литературы
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе
- Обиходно-разговорный стиль в сопоставлении со строгими стилями
- Стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля
- Языковые средства воплощения эллиптичности в обиходно-разговорном стиле
- Языковые средства воплощения эмоциональности и оценочности в обиходно-разговорном стиле
- 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые
- Художественный текст в сопоставлении с текстами других стилей
- Роды и жанры художественной литературы
- Список рекомендуемой литературы
- Правила произношения согласных и гласных звуков
- Правила произношения некоторых заимствованных слов и аббревиатур
- Приложение 2. Основные грамматические нормы
- Определение рода имени существительного
- Формообразование и употребление имени существительного
- Формообразование и употребление имени прилагательНого
- Формообразование и употребление местоимений и имени числительного
- Образование и употребление глагоЛьных форм
- Употребление союзов
- Приложение 3. Основные лексические нормы
- Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и сочетаемостью
- Употребление слова в соответствии с его коммуникативно-стилистическим заданием
- Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
- Метатекстовые средства, служащие выражением знания-мнения
- Основные виды тропов
- Фигуры речи