logo search

Программа базового для магистрантов курса «Введение в лингвокультурологию» (52 аудиторных часа)*

  1. Лингвокультурология как теоретическая филологическая дисциплина. Интерпретация наименования дисциплины (В.В. Во­робьев и другие). Язык и культура: их семиотическая природа, со­держание понятий. Языкознание и культурология. Понятийный аппарат дисциплины: семантические универсалии, семантиче­ские примитивы, концепты культуры, логоэпистема, картина ми­ра. Лингвострановедение и Лингвокультурология: сходство и раз­личие в понятийном аппарате и в предмете описания. — 6 часов.

  2. Истоки лингвокультурологии в русском и зарубежном языкознании. В. фон Гумбольдт, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртенэ и другие. Социолингвистика, психолингвистика и этнолингвистика как теоретические основы лингвокультуро­логии. Концептосфера русского языка как совокупность основ­ных элементов культуры этноса, отраженная в языке. Понятие языковая картина мира в трудах отечественных и зарубежных лингвистов. — 6 часов.

  3. Антропологическая парадигма лингвокультурологии (человек в языке, язык в человеке). Понятие языковая личность и его структура. Функции культуры в формировании языковой личности. Коллективный и индивидуальный тезаурусы языко­вой личности. Роль семьи, школы и других социальных инсти­тутов в формировании ментальных стереотипов личности. Антропометричность языкового сознания и антропоцентризм значения. Билингвизм и языковая личность. — 8 часов.

  4. Кумулятивная функция языка и ее роль в развитии духовной культуры социума. Теория номинации и методология когнитивной лингвистики. Гипотеза языковой относительно­сти Сепира-Уорфа и ее развитие в современной антропологии. Теория порождающей грамматики Н. Хомского, ее критика

* Автор программы — профессор Л.П. Лысакова.

в отечественном языкознании. Развитие языка в онтогенезе и филогенезе. Отражение ментальности русского народа в языке и фольклоре. Соотношение диахронии и синхронии в структу­ре культурной коннотации слов. История народа и ее влияние на язык. — 6 часов.

  1. Функции слова в различных сферах культуры. Язык и рели­гия. Конфессиональный статус языка в разных культурах и госу­дарствах. Ритуальные нормы использования слова в различных религиозных обрядах и жанрах. Язык и идеология. Слово в средст­вах массовой информации, роль языка в формировании полити­ческой культуры общества. Государственная политика в области языка как средство влияния на менталитет социума. — 10 часов.

  2. Риторика как лингвокультурологическая дисциплина. Ха­рактеристика общей и различных частных риторик. Историче­ская роль риторики во времена Античности и Средневековья. Причины современного ренессанса риторики в России. Значение риторического образования для повышения культуры разных сло­ев общества. Национальная специфика речевого этикета как от­ражение системной организации культуры общества (иерархия социального положения, взаимоотношение по полу, социальным ролям и др.). Социокультурная функция современной педаго­гической риторики как гуманистической модели педагогическо­го общения. — 10 часов.

7. Значение лингвокультурологии для теории и практики преподавания иностранных языков и русского языка как ино­странного. Место лингвокультурологии в парадигме современ­ной лингводидактики (по материалам IX Конгресса МАПРЯЛ в Братиславе, 1999). Методические приемы введения культу­рологических знаний в учебный процесс на различных этапах обучения в стране изучаемого языка и за ее пределами (обзор учебных пособий, видео- и компьютерных программ). — 6 часов.

Основные понятия курса: безэквивалентная лексика, внутрен­няя форма слова, дух, душа, знак, иностранный язык, искусство, история, канцелярит, картина мира, клише, код, концепт, кон­нотация, культура, культура речи, культурема, кумулятивная функция, литература, литературный язык, логос, логоэпистема, ментальность, народ, новояз, пресса, прецедентный текст, разго­ворная речь, риторика, родной язык, семиотика, семантика, соз­нание, социальная роль, социальный статус, социолект, социо­культурные факторы, социолингвистические переменные, стерео­типы, фоновая лексика, функциональный стиль, эмоциональная оценка, экспрессия, язык.