Программа базового для магистрантов курса «Введение в лингвокультурологию» (52 аудиторных часа)*
Лингвокультурология как теоретическая филологическая дисциплина. Интерпретация наименования дисциплины (В.В. Воробьев и другие). Язык и культура: их семиотическая природа, содержание понятий. Языкознание и культурология. Понятийный аппарат дисциплины: семантические универсалии, семантические примитивы, концепты культуры, логоэпистема, картина мира. Лингвострановедение и Лингвокультурология: сходство и различие в понятийном аппарате и в предмете описания. — 6 часов.
Истоки лингвокультурологии в русском и зарубежном языкознании. В. фон Гумбольдт, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртенэ и другие. Социолингвистика, психолингвистика и этнолингвистика как теоретические основы лингвокультурологии. Концептосфера русского языка как совокупность основных элементов культуры этноса, отраженная в языке. Понятие языковая картина мира в трудах отечественных и зарубежных лингвистов. — 6 часов.
Антропологическая парадигма лингвокультурологии (человек в языке, язык в человеке). Понятие языковая личность и его структура. Функции культуры в формировании языковой личности. Коллективный и индивидуальный тезаурусы языковой личности. Роль семьи, школы и других социальных институтов в формировании ментальных стереотипов личности. Антропометричность языкового сознания и антропоцентризм значения. Билингвизм и языковая личность. — 8 часов.
Кумулятивная функция языка и ее роль в развитии духовной культуры социума. Теория номинации и методология когнитивной лингвистики. Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа и ее развитие в современной антропологии. Теория порождающей грамматики Н. Хомского, ее критика
* Автор программы — профессор Л.П. Лысакова.
в отечественном языкознании. Развитие языка в онтогенезе и филогенезе. Отражение ментальности русского народа в языке и фольклоре. Соотношение диахронии и синхронии в структуре культурной коннотации слов. История народа и ее влияние на язык. — 6 часов.
Функции слова в различных сферах культуры. Язык и религия. Конфессиональный статус языка в разных культурах и государствах. Ритуальные нормы использования слова в различных религиозных обрядах и жанрах. Язык и идеология. Слово в средствах массовой информации, роль языка в формировании политической культуры общества. Государственная политика в области языка как средство влияния на менталитет социума. — 10 часов.
Риторика как лингвокультурологическая дисциплина. Характеристика общей и различных частных риторик. Историческая роль риторики во времена Античности и Средневековья. Причины современного ренессанса риторики в России. Значение риторического образования для повышения культуры разных слоев общества. Национальная специфика речевого этикета как отражение системной организации культуры общества (иерархия социального положения, взаимоотношение по полу, социальным ролям и др.). Социокультурная функция современной педагогической риторики как гуманистической модели педагогического общения. — 10 часов.
7. Значение лингвокультурологии для теории и практики преподавания иностранных языков и русского языка как иностранного. Место лингвокультурологии в парадигме современной лингводидактики (по материалам IX Конгресса МАПРЯЛ в Братиславе, 1999). Методические приемы введения культурологических знаний в учебный процесс на различных этапах обучения в стране изучаемого языка и за ее пределами (обзор учебных пособий, видео- и компьютерных программ). — 6 часов.
Основные понятия курса: безэквивалентная лексика, внутренняя форма слова, дух, душа, знак, иностранный язык, искусство, история, канцелярит, картина мира, клише, код, концепт, коннотация, культура, культура речи, культурема, кумулятивная функция, литература, литературный язык, логос, логоэпистема, ментальность, народ, новояз, пресса, прецедентный текст, разговорная речь, риторика, родной язык, семиотика, семантика, сознание, социальная роль, социальный статус, социолект, социокультурные факторы, социолингвистические переменные, стереотипы, фоновая лексика, функциональный стиль, эмоциональная оценка, экспрессия, язык.
- Русский язык как иностранный
- Авторы:
- 1. Общие вопросы теории преподавания
- 2. Обучение аспектам русского языка
- 3. Актуальные проблемы теории
- Предисловие
- Литература
- Вопросы и задания
- Основные понятия методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Психологические основы методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Лингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Социолингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- 1.6. Обучение речевой деятельности Специфика речевой деятельности в системе обучения языку
- Вопросы и задания
- Аудирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Говорение
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Государственные образовательные стандарты как руководство к владению видами речевой деятельности
- Часть I. Требования к конкретному уровню общего владения русским языком как иностранным.
- Часть II. Образец типового теста по русскому языку как иностранному. (Соответствующий сертификационный уровень.)
- Литература
- Обучение аспектам русского языка как иностранного
- 2.1. Фонетика русской речи
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.2. Грамматика
- Типы упражнений при обучении грамматике
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.3. Лексика Методические принципы организации лексического материала
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.4. Стилистика
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.5. Лингвострановедение
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.6. Лингвокультурология
- Лингвокультурология в кругу смежных дисциплин
- Антропоцентрическая сущность лингвокультурологии как научной филологической дисциплины
- Аксиологическая направленность лингвокультурологии как филологической дисциплины
- Лингвокультурологический аспект процесса обучения русскому языку как иностранному
- Литература
- Вопросы и задания
- 3. Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному
- 3.1. Основные методы научно-методического исследования
- Эксперимент с двумя независимыми переменными
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.2. Инновационные технологии в методике обучения рки Словарь понятий
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.3. Современные технические средства обучения рки
- Средства обучения
- Аудиосредства
- Аудиовидеосредства
- Мультимедийные средства
- Средства обучения и коммуникационные технологии
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.4.Тестирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература ко всему курсу
- Программа базового для магистрантов курса «Введение в лингвокультурологию» (52 аудиторных часа)*