Тема 6. Прикладная лингвистика
Моделирование языковых процессов. Лингвистические аспекты искусственного интеллекта. Текстовые процессоры. Искусственные языки. Лингвостатистические методы. Новые информационные технологии.
Тема 7. Основные лингвистические методы
Основные методы в науке. Понятие и методе и методике. Технические приемы и процедуры. Сравнительно-исторический метод. Коммутационный метод. Дистрибутивный анализ. Анализ по НС и трансформационный анализ.
Конспекты лекций и практические задания
Тема 1. Языкознание как гуманитарная дисциплина
в системе гуманитарных знаний
1. Языкознание как гуманитарная дисциплина.
Объект и предмет языкознания
На земле существует тысячи языков, но можно говорить о человеческом языке как о чем-то едином. Между всеми языками есть различия, но есть и общие черты:
Каждый язык – достояние коллектива, то есть язык – общественное явление.
Каждый язык – необходимое условие развития человеческой культуры, орудие общения, средство формирования мысли и передачи её другим людям.
Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком.
Язык членоразделен; нормальное высказывание на любом из языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний.
Языкознание (языковедение, лингвистика) – гуманитарная наука, изучающая языки (в принципе все существующие, существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Языкознание – это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
Для того, чтобы отрасль знаний могла рассматриваться как наука, она должна обладать некоторым набором свойств, которые включают объект и предмет науки, а также её методологический аппарат. Содержательные характеристики объекта и предмета научного направления могут варьироваться в зависимости от степени обобщения знания и, соответственно, методологии, например:
Таблица 1. Разграничение объекта и предмета науки
Объект | Предмет | Отрасль науки |
Человек | Биологическая природа человека | Естественные науки |
Человек | Социальные свойства человека | Гуманитарные науки |
Социальные свойства человека | Развитие общества | Социология История |
Социальные свойства человека | Язык | Языкознание |
Язык | Фонетический строй языка | Фонетика |
Язык | Грамматический строй языка | грамматика |
Объектом науки может быть то или иное явление действительности взятое в целом. Это явление может быть очень сложным по своей природе и являться предметом изучения нескольких наук. В качестве объекта языкознания выступает естественный язык человека. Поскольку язык представляет собой исключительно сложное и многоаспектное явление, то предмет языкознания может определяться по-разному. Вероятно, можно сказать, что в разных разделах науки о языке предметом исследования становятся разные аспекты языка: составляющие его элементы, способы его функционирования и т.п. В целом предмет языкознания может определяться как язык (как важнейшее средство человеческого общения).
Во всем многообразии наук языкознание занимает особое место с точки зрения уникальности соотношения его объекта и предмета с метаязыком. Дело в том, что для любой науки обязательно наличие так называемого метаязыка, то есть специального языка, на котором в рамках данной науки принято осуществлять научное описание объекта и предмета. Основой любого научного описания является естественный человеческий язык, на базе которого создаются специальные дополнительные «языки» (например, терминология, язык математических символов, язык графических обозначений/символов и т.п.). В языкознании создается такая ситуация, когда объект, предмет и метаязык совпадают (то есть с помощью естественного человеческого языка приходится описывать естественный человеческий язык!). Это приводит к возникновению определенных трудностей, связанных с необходимостью различать язык как факт и язык как «конструкт», то есть как систему абстракций. Очень важно также понимать, что только разностороннее описание языка (то, как язык представлен во всей совокупности лингвистических дисциплин) может дать относительно полное представление о нем.
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература