logo search
КУРС ЛЕКЦИЙ поРЯиКР

Условия коммуникативного успеха

Термин

Сущность понятия

Комментарий

Восприятие

речи

Прием речевого сигнала с помощью органов чувств (слуха и/или зрения)

Адресат воспринимает звуковую оболочку слов, интонационный рисунок предложения.

В письменной речи – различает буквенную оболочку слов и знаки препинания («понимает» почерк пишущего )

Понимание

речи

Расшифровка смысла слов, выражений и текста в целом

Адресату понятны лексические значения употребляемых слов и выражений, а также информативное содержание текста

Интерпретация речи

Соотнесение услышанного или прочитанного со своим опытом, фоновыми знаниями и выработка по этому поводу собственной точки зрения

Адресат «расшифровывает» коммуникативное намерение субъекта речи; в его сознании происходит систематизация информации (её иерархизация). Полученное сообщение увеличивает объём его фоновых знаний

С другой стороны, успешность (или эффективность) общения оценивается и по тому, удалось ли достичь поставленных целей обоим партнерам. Ведь цель есть не только у субъекта речи, но и у её адресата, а может случиться (и довольно часто случается) так, что своей цели достигнет только одна сторона.

Скажем, рекламодатель добился своей цели: какая-то доля телезрителей запомнила название рекламируемого на телеканале товара. Однако у большей части зрителей реклама вызвала раздражение, неприятие, так как они хотели получить удовольствие от любимого фильма, а их коммуникативными намерениями в данном случае пренебрегли.

Такое общение далеко от гармонии. И.А.Стернин1, например, справедливо утверждает, что эффективным можно считать только такое речевое взаимодействие, «которое позволяет говорящему достичь своей цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие)». Этот баланс отношений можно по-другому назвать гармоничными отношениями. И в этом мы находим ещё одно подтверждение тому, что коммуникативные и этические требования должны реализоваться в единстве.

Очевидно, что коммуникативные и этические нормы становятся особенно заметными при их несоблюдении. Степень нарушения этих норм могут существенно различаться: от незначительных промахов до нарушения основных принципов общения. Ситуация, когда коммуникативный акт не достигает своей цели, называется коммуникативной неудачей. Причины неудач разнообразны. Вот далеко не полный их перечень:

Подобные несоответствия сигнализируют о возникновении речевых и коммуникативных барьеров в общении.

► Приведите примеры коммуникативных ситуаций из жизни или литературы, когда выбор средств и способов речевого взаимодействия не соответствует условиям и целям общения. Какова результативность такого взаимодействия?