logo search

2.6. Лингвокультурология

Термин Лингвокультурология (от лат. 1т§оа — язык, сиИига — культура, 1о§ов — учение) обозначает сегодня самостоятельную дисциплину, а не только область знаний, представляющую рав­ный интерес как для лингвистов, так и для культурологов. Воз­никновение и развитие лингвокультурологии в отечественной науке связано с чрезвычайно активной разработкой научной про­блематики «Язык и культура», а также с возобладанием культу­рологического подхода к преподаванию иностранных языков.

Лингвокультурология — сравнительно молодая филологичес­кая дисциплина синтезирующего типа, образовавшаяся на сты­ке лингвистики и культурологии и рассматривающая язык как воплощение культуры. Лингвокультурология как целостная лингвистика сложилась в конце 60-х — начале 70-х годов XX в. с целью обеспечения научных основ презентации и активизации данных о стране и культуре изучаемого языка при помощи фи­лологической методики преподавания. В своем развитии она прошла путь сначала от общей к собственно лингвистической культурологии, а затем, с конца 70-х годов, от универсальной к сопоставительной лингвокультурологии, в которой явления и элементы иностранного языка и культуры даются в сопоставле­нии с родным языком и культурой страны учащихся.

Учет существования и взаимодействия национальных куль­тур в процессе обучения иностранному языку — определяющая характеристика современного этапа развития научного направ­ления «Русский язык как иностранный»*.

* Костомаров В.Г., Бурвикова НД. Единицы семиотической системы русского языка как предмет описания и освоения // Материалы IX Кон­гресса МАПРЯЛ. М., 1999. С. 8.

Современные достижения различных филологических дис­циплин позволяют ставить вопрос о принципиально новом под­ходе к преподаванию иностранного языка. «Лингвисты и мето­дисты уже обозначали этот подход как лингвокультурологиче-ский или культурологический. С необходимостью акцентируя внимание на педагогическом (обучающем) аспекте этого ново­го подхода, с которым будет связана дидактика в XXI в., назо­вем этот подход культуроведческим»*.