Аксиологическая направленность лингвокультурологии как филологической дисциплины
Выделяют несколько видов отношения человека к окружающей природной и социальной действительности:
практическое овладение явлениями действительности;
познавательное отношение к действительности;
оценка явлений с точки зрения их соответствия интересам и потребностям человека и общества.
Если познание действительности, которое всегда предполагает оценку как способ соотнесения, сравнения или включения того или иного факта в анализ, имеет своим объектом предметы, явления, процессы таковыми, каковы они вне и независимо от сознания субъекта, то ценностное отношение всегда опосредовано интересами и потребностями человека.
Обращение к ценностным основаниям культуры затрагивает одно из центральных понятий современной философии — понятие ценности прочно вошедшее и в другие области гуманитарных знаний.
Хотя аксиологическая проблематика разрабатывалась уже в философии Древнего Востока и античности (Платон) как особая философская дисциплина, само понятие аксиология, обозначившее новый и ставший самостоятельным раздел философии, занимающийся всей ценностной проблематикой, было введено французским философом П. Лапи в 1902 г., а к началу XX в. практически все направления философской мысли обозначали свое отношение к концепции ценности.
Ведущая роль категории ценности обозначена русской философской мыслью (Н.О. Лосский и др.), что свидетельствует о ее тесной сопряженности с русской культурой, и это придает ей особую национальную значимость. Понятие ценности используется и играет значительную роль во многих работах линг-вокультурологического направления, а также в исследованиях, учитывающих взаимодействие языка и культуры.
«...Культура — это ценности и определяют все именно они, а не "знания и умения"»*.
Центральное положение категории ценности в содержании культуры предопределяет и особое место ценностей в «языковой картине мира». Понятие «языковой картины мира» предполагает изучение «ценностной картины мира», которая определяется взаимодействием мира и человека с его ценностными ориентациями.
Если методологической основой описания взаимодействия двух систем служит мировоззрение, мировидение личности, являющейся носителем языка и культуры, то понятие ценности может стать центральной категорией этого описания. Задачи лингвокультурологии позволяют значительно редуцировать всю сложность философского подхода к этой проблематике. В лингвокультурологии принято следующее определение ценностей: «Ценности — особо важные для жизни человека и человечества явления, факты общественного устройства, культуры и т. п., обычно, разные с точки зрения разных наций, народов, социальных слоев, возрастных групп и т. п.»**.
- Русский язык как иностранный
- Авторы:
- 1. Общие вопросы теории преподавания
- 2. Обучение аспектам русского языка
- 3. Актуальные проблемы теории
- Предисловие
- Литература
- Вопросы и задания
- Основные понятия методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Психологические основы методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Лингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Социолингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- 1.6. Обучение речевой деятельности Специфика речевой деятельности в системе обучения языку
- Вопросы и задания
- Аудирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Говорение
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Государственные образовательные стандарты как руководство к владению видами речевой деятельности
- Часть I. Требования к конкретному уровню общего владения русским языком как иностранным.
- Часть II. Образец типового теста по русскому языку как иностранному. (Соответствующий сертификационный уровень.)
- Литература
- Обучение аспектам русского языка как иностранного
- 2.1. Фонетика русской речи
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.2. Грамматика
- Типы упражнений при обучении грамматике
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.3. Лексика Методические принципы организации лексического материала
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.4. Стилистика
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.5. Лингвострановедение
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.6. Лингвокультурология
- Лингвокультурология в кругу смежных дисциплин
- Антропоцентрическая сущность лингвокультурологии как научной филологической дисциплины
- Аксиологическая направленность лингвокультурологии как филологической дисциплины
- Лингвокультурологический аспект процесса обучения русскому языку как иностранному
- Литература
- Вопросы и задания
- 3. Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному
- 3.1. Основные методы научно-методического исследования
- Эксперимент с двумя независимыми переменными
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.2. Инновационные технологии в методике обучения рки Словарь понятий
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.3. Современные технические средства обучения рки
- Средства обучения
- Аудиосредства
- Аудиовидеосредства
- Мультимедийные средства
- Средства обучения и коммуникационные технологии
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.4.Тестирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература ко всему курсу
- Программа базового для магистрантов курса «Введение в лингвокультурологию» (52 аудиторных часа)*