4. Синтаксические отношения в словосочетании.
Синтаксические отношения выявляются на основе анализа тех грамматических отношений, которые складываются между компонентами словосочетаний.
Различаются следующие основные разновидности грамматической семантики словосочетаний
1) Атрибутивные (определительные) отношения. Предметы + их признаки. Зависимый компонент этих словосочетаний в предложении являются определением моя книга, брюки в полоску, теплый вечер.
Атрибутивные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных: 1) с именами прилагательными: красивая девушка, полезная работа; 2) с согласуемыми местоимениями: моя книга, наш ребенок; 3) с порядковыми числительными: первый поход, шестой дом; 4) с полными формами причастий: любящая женщина, зеленеющие поля. Атрибутивность таких словосочетаний прежде всего опирается на общее лексическое значение существительного - на его предметность (предмету естественно иметь определяющие его признаки) и на общее лексическое значение сочетающихся с ним частей речи, способных обозначать признаки. На этой основе строится и формальная согласованность компонентов словосочетания. Однако атрибутивные отношения возникают при сочетании существительных и с некоторыми другими частями речи; 5) с предложными и беспредложными формами существительных: письмо из Волгограда, привычка с детства, бутылка из-под сливок, усталость от напряжения, волосы до плеч, крышка у банки, дом возле речки, любовь без надежды, брюки в полоску, человек с ружьем, беседка под горой, книги в переплетах, варенье на патоке; ворота гостиницы, дом отца, горе разлуки, бородка клином; 6) с наречиями: езда шагом, дом напротив, шашлык по-кавказски; 7) с инфинитивом: желание учиться, решение поехать, необходимость отдохнуть, способность слышать, возможность уехать. Такие случаи не нарушают общих закономерностей построения атрибутивных словосочетаний и даже скорее подтверждают их. Если обратиться к приведенным примерам, можно заметить следующее.
2) Объектные отношения действие + объект приложения действия.
Зависимый компонент этих словосочетаний в предложении является дополнением. любить музыку, думать о весне.
Объектные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов, в том числе причастий и деепричастий, с именами существительными и реже с инфинитивом. Такие отношения свойственны прежде всего словосочетаниям с глаголом, требующим распространения винительным падежом прямого объекта: купить книгу, надеть платье. Эти словосочетания семантически ограничены: главное слово в них обозначает действие, состояние, восприятие, чувствование, а зависимое - объект этого действия, восприятия, чувствования: ловить рыбу, ждать брата; глагол может также обозначать движение, а существительное иметь предметно-пространственное значение: перейти дорогу. Объектные отношения возникают и при сочетании глаголов разных семантических, классов с другими падежами без предлогов: с родительным части - выпить воды; с дательным лица или предмета, к которым направлено действие, - возражать оратору; с творительным орудия - писать карандашом. Существительные с предлогами также вступают с глаголами в объектные отношения: лечиться у доктора, сжалиться над человеком, работать на станке. В качестве зависимых слов в глагольных словосочетаниях могут выступать и другие части речи - местоимения, числительные, количественно-именные сочетания и, конечно, субстантивированные прилагательные и причастия: ждать его, пригласить много друзей, увидеть двоих, опросить учащихся.
Среди словосочетаний с объектными отношениями легко обнаруживаются системные связи трех частей речи - глагола, прилагательного (причастия), существительного; ср.: готовиться к борьбе, готовый к борьбе, готовность к борьбе; возвратиться к жизни, возвращенный к жизни, возврат к жизни.
3) Субъектные отношения характеризуют словосочетания, возникновение которых связано с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них обозначает действующее лицо или предмет (творительный падеж). Например: данный людьми, посаженный отцом, возвращенный братом, занятый противником (район), избалованный жизнью, опрокинутый ветром, окрыленный воспоминаниями, заглушенный сиреной, освобожденный армией.
По аналогии с глагольными могут быть образованы и некоторые субстантивные словосочетания с субъектными отношениями: освобождение врачебной комиссией, обсуждение правительством. Субъектные отношения свойственны и некоторым словосочетаниям с зависимым словом в форме родительного падежа, например: приезд отца, отъезд командира, появление автомобиля. В таких случаях также устанавливается отношение «действие и действующее лицо или предмет».
4) Комплетивные (восполняющие) отношения характерны для словосочетаний с максимальной степенью связанности компонентов. Главное слово в таких словосочетаниях является информативно недостаточным, а зависимый компонент, наоборот, имеет более конкретное значение, как бы восполняя недостаточность информации, содержащейся в главном компоненте, поэтому именно зависимый компонент формирует лексическое значение всего словосочетания.
В предложении такие словосочетания обычно выполняют роль одного члена предложения. три пальмы, множество ошибок, стать героем.
Комплетивные (восполняющие) отношения возникают из потребности некоторых слов в обязательном смысловом добавлении. Зависимая словоформа восполняет информативную недостаточность стержневого слова. Например: четыре угла, назваться гостем, слыть простаком.
Итак, синтаксические отношения в словосочетаниях зависят от следующих характеристик и свойств.
От общих лексико-грамматических свойств сочетающихся частей речи, например: маленький мальчик, идти быстро, ловить рыбу.
Отношения определительные, обстоятельственные и объектные формируются, во-первых, в результате взаимодействия общих значений слов: значение предмета и его признака, действия и его признака, действия и объекта этого действия; во-вторых, на основе способности слов оформлять свою грамматическую связь друг с другом соответственно имеющимся грамматическим категориям.
- 1. Синтаксис как раздел грамматики. Объекты и единицы синтаксиса. Средства синтаксической связи.
- 2. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы словосочетаний по составу, по степени спаянности компонентов.
- По степени спаянности компонентов:
- 3. Типы словосочетаний по стержневому слову.
- 4. Синтаксические отношения в словосочетании.
- 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
- 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
- 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
- 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
- 9. Актуальное членение предложения.
- 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
- 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
- 14. Составное глагольное сказуемое
- 15. Составное именное сказуемое.
- 16. Определённо-личные предложения.
- 17. Неопределённо-личные предложения
- 18. Обобщённо-личные предложения.
- 19. Безличные и инфинитивные предложения.
- 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
- 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
- 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
- 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
- 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
- Однородные и неоднородные определения
- 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
- 27. Обособленные определения и приложения.
- Обособленные приложения
- 28. Обособленные обстоятельства.
- 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
- Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
- 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
- 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
- 32. Вставные конструкции.
- 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
- 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
- 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
- 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
- 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
- 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
- 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
- 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
- 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
- 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
- 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
- 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
- Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
- Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
- Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
- Синтаксический разбор простого предложения:
- Синтаксический разбор словосочетания: