logo search
ОБЩ СВЯЗИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

2. Виды и функции политической коммуникации

По мере становления демократической политической сис­темы, функционирующей для граждан и благодаря их участию, усиливается потребность в непропагандистских видах полити­ческой коммуникации. Было бы, конечно, ошибочным сводить демократию к коммуникации. Однако жизненно важным для реализации демократических целей современного общества яв­ляется последовательное расширение границ политико-комму­никационного пространства. В настоящее время специалиста­ми предложено несколько типологий политической коммуникации. Различают, например, коммуникацию горизонтальную и вертикальную: первая осуществляется между равными по положению акторами - предположим, членами одной полити­ческой элиты; вторая - между элитой и массами, между прави­тельством, парламентом или партиями, с одной стороны, и рядовыми гражданами, избирателями, с другой (11). При этом обратная связь, особенно необходимая при вертикальной ком­муникации, принимает формы голосования на выборах и ре­ферендумах, обнародования результатов опросов обществен­ного мнения и пр.

Коммуникация бывает также межличностной, групповой и массовой. Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный контакт двух людей. Если количество общаю­щихся колеблется от 3 до 30 человек, то принято говорить о груп­повой коммуникации. Понятие массовой коммуникации относит­ся к распространению информации и влиянию в больших груп­пах посредством прессы, электронных СМИ и т.д. Массовая, опос­редованная СМИ, а также протекающая в любой официальной обстановке коммуникация является формальной. Ей противопо­лагается коммуникация неформальная, осуществляемая в неофи­циальной обстановке на уровне группового и межличностного общения, а также включающая такие элементы, как, например, слухи и скандалы.

В целом политическая коммуникация охватывает следующие виды деятельности:

  1. коммуникационные усилия по формированию, развитию и мобилизации политических партий и движений;

  2. коммуникацию во всех кампаниях, организуемых для полу­чения политической поддержки в пользу какой-либо партии, дос­тижения цели, проведения конкретной правительственной поли­тики или поддержки правительства в целом и проводимых посред­ством воздействия на общественное мнение и поведение граждан;

  3. многообразные процессы, в ходе которых осуществляется выражение, измерение, распространение общественного мнения, равно как и управление им (что включает неформальные меж­личностные контакты);

  4. информирование общественности, разъяснение ей сути про­водимой политики;

5) неформальную политическую социализацию, формирова­ние и развитие политического сознания.

Функции политической коммуникации

Для понимания функций политической коммуникации могут быть использованы положения французских исследователей Б.Катла и А.Каде, сформулированные ими применительно к СМИ. Функциями последних они считают:

В свою очередь модель приема и обработки информации на индивидуальном уровне (по Ж.Дюрану) может состоять из пяти последовательных фаз:

а) первичный контакт с сообщением - индивид решает, стоит ему предпринимать какие-либо действия или нет;

б) расшифровка сообщений - синтез полученных сообщений и информации, заложенной в памяти реципиента;

в) изменение позиции - завершение динамичного процесса, в результате которого затрагиваются различные аспекты мировоззрения реципиента (взгляды, чувства, нормы);г) закрепление эффекта: здесь активную роль играет память реципиента;

д) изменения в поведении, которые являются результатом вос­приятия и усвоения информации обуславливаются индивидуальными особенностями реципиента и состоянием окружающей среды (8).

Следующим важным этапом в изучении коммуникации стало открытие обратной связи. Обычно обратная коммуникация вол­новала адресантов только в кризисные периоды общественной жизни, ставя под вопрос как способы интерпретации основной направленности воздействия массовой коммуникации, так и на­дежность соответствующих им теоретических представлений, рассчитанных на установившийся, структурно и функционально определенный тип социальной стабильности. Понять и описать это явление помогла кибернетика. Если математическая теория информации - это физическая теория, передачи сигналов, зани­мающаяся также проблемами эффективности передачи электри­ческих импульсов, то кибернетика - это теория информации, са­морегулируемых машин, компьютеров и физиологии нервной системы. Одна из важных концепций в кибернетике состоит в том, что машина, воспринимающая импульсы (возбудители), «учит­ся», то есть автоматически приспосабливается к получению об­ратных сигналов о собственной работе.

Принципы работы динамических самоорганизующихся, саморегулирующихся и самостабилизирующихся систем впервые изучил и описал Н.Винер, решая проблему сходства между элек­тронными системами и нервной системой человека. Первым по­литическую систему как специфическую коммуникативную сис­тему представил К.Дойч в книге «Нервы управления. Модель политической коммуникации и управления» (1963), использовав­ший для этого модель общей социальной системы, описанной Н.Винером. Дойч предложил смелую по тем временам идею -уподобить политическую систему кибернетической. Он предста­вил политику и правительство как процесс управления и коорди­нации усилий людей по достижению поставленных целей.

Политическая система отождествляется им с прибором, ко­торый наводит снаряд на цель. Политическая система для него - это кибернетическая самонастраивающаяся система. Управление заключается в пилотировании, зависящем от информации о по­ложении цели: какое расстояние осталось преодолеть, результа­ты предыдущих действий, опыт прошлых ошибок. Политическая система, находясь в состоянии динамического равновесия, постоянно уточняет цель, реализация которой зависит от взаи­модействия четырех факторов:

а) информационной нагрузки на систему (в политике она со­ ответствует размаху, масштабу и частоте изменений, с которыми должно справиться правительство);

б) запаздывания в реакции системы (в политике это промежуточное время между получением информации о чем-либо и принятием решения);

в) приращения или суммы изменений параметров в результате корректирующих операций (в политике приращение означает быстроту и серьезность реагирования политической системы на новые факты. Примером такой реакции может служить широко­ масштабный и стремительный отпор США японскому военному нападению на военную базу Пирл-Харбор);

г) упреждения - расстояние между правильно предсказанным положением движущейся цели и ее действительным нахождени­ем (в политике речь идет о прозорливости правительства).

Схема Дойча проста: правительство есть система принятия решений на основе разнообразных потоков информации.

Сообщения, исходящие от внутренней или внешней среды, принимаются рецепторами (датчиками), то есть многочисленны­ми и многообразными принимающими блоками. Помимо про­стого перехвата рецептор осуществляет несколько функций: ко­дирует, отбирает информацию и обрабатывает данные. Затем информация поступает в блок «Память и ценности», где она обрабатывается и служит базой действий блока ЦПР (центр приня­тия решений). В блоке «Память и ценности» информация накап­ливается и хранится, сравнивается с информацией об уже имею­щемся опыте; «ценностный» элемент этого блока сравнивает име­ющиеся возможности с предпочитаемыми целями. Наконец, ЦПР готовит решения, отдает распоряжения блокам исполнителям - «эффекторам».

Схема имеет обратную связь. Рецепторы получают сообще­ния не только от внешней среды, но и от эффекторов, которые информируют их о результатах выполнения решений и о состоя­нии самой системы. Информация об исполнении решений воз­вращается в систему в качестве нового «входа», новых введен­ных данных и подвергается обработке. Обработанная должным образом информация вновь поступает в блок ЦПР.

Эффекторы

Рецепторы

Обработка

данных

Рецепторы

Эффекторы

Схема 3. Контур обратной связи в коммуникации

Ключевое понятие, которое отличает его подход от других, заключается в обратной связи. Под ней он подразумевает комму­никационную сеть, действующую в ответ на ввод информации и включающую результаты своего действия и информацию, кото­рая изменяет ее последующее поведение. Умение политической системы воспринимать сигналы требований и поддержки и пере­страиваться в соответствии с ними - признак устойчивых систем. Трудно переоценить значение информации коммуникации для нормального функционирования, стабильности и эффективнос­ти политической системы. Нужно, по мысли Дойча, чтобы ин­формация циркулировала, пропитывала всю политическую сис­тему, иннервировала ее многочисленными сетями - «нервами управления».

Тоталитарные системы - это системы, склонные уменьшать уровень «запаздывания» в реакции, обеспечивая быструю пере­дачу распоряжений от «верхов» к «низам». В этих системах зна­чительно отстает и обратная информация - от «низов» к «вер­хам». Она долго фильтруется, отсекается «ненужная». Но если система перестает принимать сообщения или принимает непол­ную информацию, она утрачивает способность руководить и эф­фективно координировать усилия правительства и общества, на­правленные на гармонизацию публичных интересов.

Дойч рассматривает государство и политические системы как «фундаментальные» типы организаций. Он использует киберне­тику для объяснения не просто выживания, но и эволюции поли­тических систем, а также для прогнозирования последствий из­менений, которые влияют на структуры систем, поскольку, на его взгляд, суть Политики заключается в достижении цели. С помо­щью теории коммуникации он пытается определить, каким об­разом формируются взгляды и представления тех, кто принима­ет политические решения, определить роль и место средств массовой информации, применить ее к таким сферам политики, как внимание, восприятие, ориентация, ценности и оценки, поиски целей и принятие решений.

Обычно выделяют следующие каналы (некоторые называют их средствами) политической коммуникации: средства массовой информации, общественно-политические организации, нефор­мальные контакты, особые коммуникативные ситуации или дей­ствия (выборы, референдумы и др). Однако по мере развития от­ношений политических и неполитических сфер общества, совер­шенствования демократии, успехов НТР появляются новые ка­налы коммуникации: PR-коммуникация, политическая реклама, политический маркетинг и т.д.

Понятно, что характер и качество политической коммуника­ции между управляющими и управляемыми зависят от того, ка­кими полномочиями и правами наделяются те и другие в ходе этой акции. Эволюцию отношений управляющих и управляе­мых в коммуникативном плане, по Ж.-М.Коттрэ (7), принято рассматривать в следующей парадигме:

  1. отношения идентичности. Управляющие идентичны управ­ляемым;

  2. отношения включения. Все управляющие являются члена­ми политического общества, но не все управляемые являются членами руководящего круга. Эти отношения заключают в себе взаимопроникновение и взаимовлияние управляющих и управ­ляемых;

3) в условиях расширения политического общества отноше­ ния между управляющими и управляемыми становятся отноше­ ниями пересечения. Класс управляющих частично отделяется от класса управляемых. Неравномерность представительства суще­ ствует везде, но в разных обществах по-разному (см. схему 4).

Описанные три типа коммуникативных отношений между управляющими и управляемыми соответствуют трем типам со­стояния политического общества:

  1. Отношения власти и повиновения как таковые еще не су­ществуют, политическая власть находится в эмбриональном со­стоянии.

  2. Общество в состоянии всеобщего политического участия, причем именно небольшие резервы общества обеспечивают дан­ное соотношение управляющих и управляемых.

  3. Общество, где политические структуры сформировались, но где управляющие больше не представляют всех управляемых.

Управляющие

Политические и неполитические

организации

Референдум,

выборы

СМИ

Управляемые

Схема Структура политической коммуникации

Неравномерность представительства очевидна, но присутству­ет в разных обществах по-разному.

В последние десятилетия политологи, социологи, философы совершенствовали и уточняли предложенные Ж.Дюраном, Ж.-Н.Капферером, Ж.-М.Коттрэ, П.Лазарсфельдом, Д.Маккуэйлом, Р.Негрином, М.Шарло, Р.-Ж.Шварценбергом и другими идеи. В их трудах были рассмотрены такие ключевые теоретические и практические аспекты процесса политической коммуникации, как эволюция ее исторических типов, содержание политико-комму­никативных текстов, поведение субъектов и объектов процесса, эффективность коммуникативного воздействия. Вопросы элек­торальной коммуникации (использование ее каналов и средств, влияние внешних и внутренних системообразующих факторов на этот процесс) нашли отражение в работах Ф.Гоулда, Р.Кайроля, Б.Криефа, Р.Мерфина, М.Нуара, С.Солмора и др.