2. Виды и функции политической коммуникации
По мере становления демократической политической системы, функционирующей для граждан и благодаря их участию, усиливается потребность в непропагандистских видах политической коммуникации. Было бы, конечно, ошибочным сводить демократию к коммуникации. Однако жизненно важным для реализации демократических целей современного общества является последовательное расширение границ политико-коммуникационного пространства. В настоящее время специалистами предложено несколько типологий политической коммуникации. Различают, например, коммуникацию горизонтальную и вертикальную: первая осуществляется между равными по положению акторами - предположим, членами одной политической элиты; вторая - между элитой и массами, между правительством, парламентом или партиями, с одной стороны, и рядовыми гражданами, избирателями, с другой (11). При этом обратная связь, особенно необходимая при вертикальной коммуникации, принимает формы голосования на выборах и референдумах, обнародования результатов опросов общественного мнения и пр.
Коммуникация бывает также межличностной, групповой и массовой. Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный контакт двух людей. Если количество общающихся колеблется от 3 до 30 человек, то принято говорить о групповой коммуникации. Понятие массовой коммуникации относится к распространению информации и влиянию в больших группах посредством прессы, электронных СМИ и т.д. Массовая, опосредованная СМИ, а также протекающая в любой официальной обстановке коммуникация является формальной. Ей противополагается коммуникация неформальная, осуществляемая в неофициальной обстановке на уровне группового и межличностного общения, а также включающая такие элементы, как, например, слухи и скандалы.
В целом политическая коммуникация охватывает следующие виды деятельности:
коммуникационные усилия по формированию, развитию и мобилизации политических партий и движений;
коммуникацию во всех кампаниях, организуемых для получения политической поддержки в пользу какой-либо партии, достижения цели, проведения конкретной правительственной политики или поддержки правительства в целом и проводимых посредством воздействия на общественное мнение и поведение граждан;
многообразные процессы, в ходе которых осуществляется выражение, измерение, распространение общественного мнения, равно как и управление им (что включает неформальные межличностные контакты);
информирование общественности, разъяснение ей сути проводимой политики;
5) неформальную политическую социализацию, формирование и развитие политического сознания.
Функции политической коммуникации
Для понимания функций политической коммуникации могут быть использованы положения французских исследователей Б.Катла и А.Каде, сформулированные ими применительно к СМИ. Функциями последних они считают:
функцию антенны - снабжение общества различной информацией;
функцию усилителя - драматизацию событий частного характера и преувеличение фактов, касающихся небольших групп людей;
функцию призмы - предложение новых моделей поведения и установок;
функцию эха - защиту и сохранение определенной политической структуры, символизирующей определенный порядок, незыблемость устоев и т.д.;
функцию фокуса - инициирование изменений, отбор проектов перемен (1).
В свою очередь модель приема и обработки информации на индивидуальном уровне (по Ж.Дюрану) может состоять из пяти последовательных фаз:
а) первичный контакт с сообщением - индивид решает, стоит ему предпринимать какие-либо действия или нет;
б) расшифровка сообщений - синтез полученных сообщений и информации, заложенной в памяти реципиента;
в) изменение позиции - завершение динамичного процесса, в результате которого затрагиваются различные аспекты мировоззрения реципиента (взгляды, чувства, нормы);г) закрепление эффекта: здесь активную роль играет память реципиента;
д) изменения в поведении, которые являются результатом восприятия и усвоения информации обуславливаются индивидуальными особенностями реципиента и состоянием окружающей среды (8).
Следующим важным этапом в изучении коммуникации стало открытие обратной связи. Обычно обратная коммуникация волновала адресантов только в кризисные периоды общественной жизни, ставя под вопрос как способы интерпретации основной направленности воздействия массовой коммуникации, так и надежность соответствующих им теоретических представлений, рассчитанных на установившийся, структурно и функционально определенный тип социальной стабильности. Понять и описать это явление помогла кибернетика. Если математическая теория информации - это физическая теория, передачи сигналов, занимающаяся также проблемами эффективности передачи электрических импульсов, то кибернетика - это теория информации, саморегулируемых машин, компьютеров и физиологии нервной системы. Одна из важных концепций в кибернетике состоит в том, что машина, воспринимающая импульсы (возбудители), «учится», то есть автоматически приспосабливается к получению обратных сигналов о собственной работе.
Принципы работы динамических самоорганизующихся, саморегулирующихся и самостабилизирующихся систем впервые изучил и описал Н.Винер, решая проблему сходства между электронными системами и нервной системой человека. Первым политическую систему как специфическую коммуникативную систему представил К.Дойч в книге «Нервы управления. Модель политической коммуникации и управления» (1963), использовавший для этого модель общей социальной системы, описанной Н.Винером. Дойч предложил смелую по тем временам идею -уподобить политическую систему кибернетической. Он представил политику и правительство как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей.
Политическая система отождествляется им с прибором, который наводит снаряд на цель. Политическая система для него - это кибернетическая самонастраивающаяся система. Управление заключается в пилотировании, зависящем от информации о положении цели: какое расстояние осталось преодолеть, результаты предыдущих действий, опыт прошлых ошибок. Политическая система, находясь в состоянии динамического равновесия, постоянно уточняет цель, реализация которой зависит от взаимодействия четырех факторов:
а) информационной нагрузки на систему (в политике она со ответствует размаху, масштабу и частоте изменений, с которыми должно справиться правительство);
б) запаздывания в реакции системы (в политике это промежуточное время между получением информации о чем-либо и принятием решения);
в) приращения или суммы изменений параметров в результате корректирующих операций (в политике приращение означает быстроту и серьезность реагирования политической системы на новые факты. Примером такой реакции может служить широко масштабный и стремительный отпор США японскому военному нападению на военную базу Пирл-Харбор);
г) упреждения - расстояние между правильно предсказанным положением движущейся цели и ее действительным нахождением (в политике речь идет о прозорливости правительства).
Схема Дойча проста: правительство есть система принятия решений на основе разнообразных потоков информации.
Сообщения, исходящие от внутренней или внешней среды, принимаются рецепторами (датчиками), то есть многочисленными и многообразными принимающими блоками. Помимо простого перехвата рецептор осуществляет несколько функций: кодирует, отбирает информацию и обрабатывает данные. Затем информация поступает в блок «Память и ценности», где она обрабатывается и служит базой действий блока ЦПР (центр принятия решений). В блоке «Память и ценности» информация накапливается и хранится, сравнивается с информацией об уже имеющемся опыте; «ценностный» элемент этого блока сравнивает имеющиеся возможности с предпочитаемыми целями. Наконец, ЦПР готовит решения, отдает распоряжения блокам исполнителям - «эффекторам».
Схема имеет обратную связь. Рецепторы получают сообщения не только от внешней среды, но и от эффекторов, которые информируют их о результатах выполнения решений и о состоянии самой системы. Информация об исполнении решений возвращается в систему в качестве нового «входа», новых введенных данных и подвергается обработке. Обработанная должным образом информация вновь поступает в блок ЦПР.
Эффекторы
Рецепторы Обработка данных
Рецепторы Эффекторы
Схема 3. Контур обратной связи в коммуникации
Ключевое понятие, которое отличает его подход от других, заключается в обратной связи. Под ней он подразумевает коммуникационную сеть, действующую в ответ на ввод информации и включающую результаты своего действия и информацию, которая изменяет ее последующее поведение. Умение политической системы воспринимать сигналы требований и поддержки и перестраиваться в соответствии с ними - признак устойчивых систем. Трудно переоценить значение информации коммуникации для нормального функционирования, стабильности и эффективности политической системы. Нужно, по мысли Дойча, чтобы информация циркулировала, пропитывала всю политическую систему, иннервировала ее многочисленными сетями - «нервами управления».
Тоталитарные системы - это системы, склонные уменьшать уровень «запаздывания» в реакции, обеспечивая быструю передачу распоряжений от «верхов» к «низам». В этих системах значительно отстает и обратная информация - от «низов» к «верхам». Она долго фильтруется, отсекается «ненужная». Но если система перестает принимать сообщения или принимает неполную информацию, она утрачивает способность руководить и эффективно координировать усилия правительства и общества, направленные на гармонизацию публичных интересов.
Дойч рассматривает государство и политические системы как «фундаментальные» типы организаций. Он использует кибернетику для объяснения не просто выживания, но и эволюции политических систем, а также для прогнозирования последствий изменений, которые влияют на структуры систем, поскольку, на его взгляд, суть Политики заключается в достижении цели. С помощью теории коммуникации он пытается определить, каким образом формируются взгляды и представления тех, кто принимает политические решения, определить роль и место средств массовой информации, применить ее к таким сферам политики, как внимание, восприятие, ориентация, ценности и оценки, поиски целей и принятие решений.
Обычно выделяют следующие каналы (некоторые называют их средствами) политической коммуникации: средства массовой информации, общественно-политические организации, неформальные контакты, особые коммуникативные ситуации или действия (выборы, референдумы и др). Однако по мере развития отношений политических и неполитических сфер общества, совершенствования демократии, успехов НТР появляются новые каналы коммуникации: PR-коммуникация, политическая реклама, политический маркетинг и т.д.
Понятно, что характер и качество политической коммуникации между управляющими и управляемыми зависят от того, какими полномочиями и правами наделяются те и другие в ходе этой акции. Эволюцию отношений управляющих и управляемых в коммуникативном плане, по Ж.-М.Коттрэ (7), принято рассматривать в следующей парадигме:
отношения идентичности. Управляющие идентичны управляемым;
отношения включения. Все управляющие являются членами политического общества, но не все управляемые являются членами руководящего круга. Эти отношения заключают в себе взаимопроникновение и взаимовлияние управляющих и управляемых;
3) в условиях расширения политического общества отноше ния между управляющими и управляемыми становятся отноше ниями пересечения. Класс управляющих частично отделяется от класса управляемых. Неравномерность представительства суще ствует везде, но в разных обществах по-разному (см. схему 4).
Описанные три типа коммуникативных отношений между управляющими и управляемыми соответствуют трем типам состояния политического общества:
Отношения власти и повиновения как таковые еще не существуют, политическая власть находится в эмбриональном состоянии.
Общество в состоянии всеобщего политического участия, причем именно небольшие резервы общества обеспечивают данное соотношение управляющих и управляемых.
Общество, где политические структуры сформировались, но где управляющие больше не представляют всех управляемых.
Управляющие
Политические и неполитические организации Референдум, выборы СМИ
Управляемые
Схема Структура политической коммуникации
Неравномерность представительства очевидна, но присутствует в разных обществах по-разному.
В последние десятилетия политологи, социологи, философы совершенствовали и уточняли предложенные Ж.Дюраном, Ж.-Н.Капферером, Ж.-М.Коттрэ, П.Лазарсфельдом, Д.Маккуэйлом, Р.Негрином, М.Шарло, Р.-Ж.Шварценбергом и другими идеи. В их трудах были рассмотрены такие ключевые теоретические и практические аспекты процесса политической коммуникации, как эволюция ее исторических типов, содержание политико-коммуникативных текстов, поведение субъектов и объектов процесса, эффективность коммуникативного воздействия. Вопросы электоральной коммуникации (использование ее каналов и средств, влияние внешних и внутренних системообразующих факторов на этот процесс) нашли отражение в работах Ф.Гоулда, Р.Кайроля, Б.Криефа, Р.Мерфина, М.Нуара, С.Солмора и др.
- Связи с общественностью в системе политической коммуникации
- 1.Политическая коммуникация: понятие, функции, модели
- 2. Виды и функции политической коммуникации
- 3.Особенности pr как разновидности коммуникации. Pr и маркетинг
- 2. Виды и функции политической коммуникации
- 3.Особенности pr как разновидности коммуникации. Pr и маркетинг
- Литература