5.Основные тенденции в развитии культур. Этноцентризм и глобализация
В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевается отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей (общества, клубы, театры, музеи и т.д.). Во-вторых, под культурой понимается совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодежи и т.д.). В-третьих, культура интерпретируется как выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности (культура быта, культурный человек в значении «воспитанный и образованный» и пр.).
Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую.
Прекращение противостояния между Востоком и Западом не привело к установлению стабильного мирового порядка. Процесс глобализации имеет ярко выраженную тенденцию к унификации культур, что вызывает у некоторых наций потребность в культурном самоутверждении и желание сохранить собственные культурные и индивидуальные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое активное, нередко агрессивное и взрывное по форме самоопределение, освобождение от патерналистского влияния со стороны традиционно доминировавших государств и культур, категорическое непринятие глобальных культурных изменений. Историческая практика свидетельствует, что в самом процессе культурной глобализации изначально заложен определенный конфликтный потенциал. В результате мы являемся свидетелями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, националистических настроений в политике, региональных фундаменталистских движений.
При контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящие все другие, которые, таким образом, недооцениваются. Все, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему.
Исследования этноцентризма, проведенные Д. Кемпбеллом и его коллегами, показали, что для него свойственно:
■ считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;
■ рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;
■ воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;
■ оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;
■ действовать в интересах своей группы;
■ чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;
■ гордиться своей группой.
Большинство культурных антропологов сходятся во мнении, что этноцентризм в той или иной степени свойственен любой культуре. Во многих из них принято считать, что смотреть на мир через призму своей культуры является естественным, и это имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Положительные заключаются в том, что этноцентризм позволяет бессознательно отделить носителей чужой культуры от своей, одну этнокультурную группу от другой. Негативная его сторона заключается в сознательном стремлении изолировать одних людей от других, сформировать уничижительное отношение одной культуры по отношению к другой.
- 1.Понятие "межкультурная коммуникация".Межкультурная коммуникация как дисциплина
- 2.Междисциплинарные связи межкультурной коммуникации. Объект и предмет межкультурной коммуникации. Методы исследования, применяемые в сфере межкультурной коммуникации
- 3.Понятие культуры. Модель "айсберга",характеристики культуры
- 4.Общность и специфика культур
- 5.Основные тенденции в развитии культур. Этноцентризм и глобализация
- 6.Культурная идентичность
- 7.Культурные ценности
- 8.Диалог культур. Конфликт культур. Типология культур
- 9.Понятие вторичной адаптации(социализации)
- 11.Понятие коммуникации
- 12.Теория деятельности как методическая основа теории коммуникации
- 13.Коммуникация и ее виды
- 14.Основные единицы вербальной коммуникации(тексты,коммуникативные акты)
- 15.Структура коммуникативного акта. Модели коммуникативного акта
- 16.Текстовая деятельность
- 17.Язык и концептуальная картина мира
- 18.Языковая личность
- 19.Проблема понимания. Общенациональная и личная специфика коммуникантов
- 20.Национальная культурная специфика речевого поведения коммуникантов(территория обитания,образ жизни,характер и пр.