logo search

Средства обучения и коммуникационные технологии

Коммуникационные технологии, т. е. передача и распреде­ление информации, относятся к важнейшим, поскольку именно с их помощью удается создать в обществе единое информаци­онное пространство. Это \^еЬ-технологии (сайты), электронная почта, телеконференция, аудиовидеоконференция и др.

Коммуникационные технологии позволяют осуществлять дистанционное обучение русскому языку как иностранному, т. е. взаимодействие и обучение на расстоянии: по переписке отсрочено (в разное время) и в режиме реального времени. Дис­танционное обучение использует коммуникационные технологии для построения системы пространственно-временного взаимо­действия и создание специальной среды участников дистанци­онного образовательного процесса.

Web-технологии в дистанционном обучении помогают пере­давать и получать информацию в текстовой, графической, ви­део-, звуковой и комбинированной формах, а значит, размещать информацию, необходимую для обучаемых, а также обучающие и контролирующие программы.

WWW— сокращенное название глобальной компьютерной сети (World Wide Web — всемирная паутина). Для реализации Web-технологий служит WWW-сервер — компьютер со специ­альным технологическим обеспечением, который представляет собой часть компьютерной (глобальной или внутрикорпоратив­ной) сети, обеспечивающей пользователям сети возможность по­лучать доступ к информации, расположенной на данном серве­ре. Web-сервером называют программно-аппаратйый комплекс позволяющий:

Взаимодействие пользователя с WWW-сервером осуществ­ляется с помощью специализированного программного обеспе­чения, называемого программой просмотра или броузером (от англ. brouser).

Web-технологии в дистанционном обучении высокоэффек­тивны и многофункциональны, поскольку наличие гипертек­стовой среды создает возможность организации интерактивного режима обучения. Они позволяют:

Электронная почта — телекоммуникационная технология, представляющая собой совокупность программно-аппаратных средств, которые позволяют передавать и принимать сообще­ния между компьютерами за время от нескольких секунд до десятков минут, что делает ее недорогим и оперативным сред­ством обмена информацией. Пересылаемая информация может быть представлена в текстовой, графической, визуальной и зву­ковой форме, а также в виде программного продукта учебного назначения.

Обмен информацией может осуществляться в удобное для студента и преподавателя время. Коммуникативное взаимодей­ствие происходит как в режиме off-line (отправление—по­лучение—ответ, разнесенные во времени, асинхронные), так и в режиме диалога в реальном времени — режиме on-line.

При дистанционном обучении с помощью электронной почты осуществляется регулярная оперативная обратная связь между преподавателем и обучающимися, а также между обучающими­ся. Кроме того, электронная почта обеспечивает оперативный обмен учебными и учебно-методическими материалами.

Телеконференция, чат позволяют осуществлять при дистан­ционном обучении групповые формы учебной деятельности, т. е. диалог между участниками учебного процесса. Возможность такого общения дает возможность обучающимся узнать, как учатся другие члены виртуальной группы, с какими они стал­киваются проблемами и как их решают. Обмениваясь между собой различного рода информацией, студенты взаимообогаща-ются знаниями и умениями учиться, а также могут оказывать друг другу поддержку.

Общение студентов виртуальных групп на расстоянии спо­собствует овладению знаниями и умениями, саморазвитию обу­чающихся; обеспечивает формирование коллектива, объеди­ненного общими целями и подкрепленного неформальными взаимоотношениями; является средством создания условий, предотвращающих отсев обучающихся.

Дистанционное обучение с использованием видеоконференц-связи — одно из наиболее дорогих средств обучения, посколь­ку взаимодействие участников учебного процесса происходит в режиме реального времени с применением специального обо­рудования — цифровой камеры и дополнительных устройств сопряжения ее с компьютером. К видеоконференцсвязи обра­щаются обычно в тех случаях, когда учебные задачи не могут быть решены иначе или их решение высокоэффективно. Чаще всего видеоконференции рассматривают как дополнительное учебное средство в сочетании с другими коммуникационными технологиями, при этом процесс обучения полностью управля­ется педагогом.

Использование коммуникационных технологий в обучении русскому языку как иностранному позволяет: