Составляющие коммуникативной ситуации
Компонент коммуникативной ситуации | Характеристика компонента |
Характеристика участников речевого взаимодействия | ♦ Количественная характеристика адресата и характер общения: межличностное, групповое, массовое ♦ Формальные характеристики субъекта речи и адресата (их постоянные и переменные роли) ♦ Виды общения*(официальное или неофициальное) ♦ Эмоционально-волевые отношения между участниками речевого взаимодействия |
Внешние обстоятельства речевого взаимодействия | ♦ место, время и продолжительность общения ♦ наличие или отсутствие дистанции в общении (контактное или дистантное общение) ♦ приватность или публичность общения |
Внутренние факторы речевого взаимодействия | ♦ Мотивы и потребности каждого из участников речевого взаимодействия ♦ Коммуникативные установки участников речевого взаимодействия ♦ Коммуникативная стратегия и тактика, избираемые участниками речевого взаимодействия |
* Безусловно, виды общения одновременно относятся и к внешним обстоятельствам общения
Рассмотрим составляющие коммуникативной ситуации более подробно.
1. В характеристике участников речевого взаимодействия прежде всего целесообразно учитывать количественную характеристику адресата. С этой точки зрения различают общение:
межличностное – при соотношении «субъект речи: адресат» равном «1:1», примером чего может служить беседа двух влюблённых или, скажем, собеседование работодателя и соискателя вакансии и др.;
групповое, или коллективное – при соотношении «1:2 и больше»; типичные ситуации: застольная беседа, обсуждение новой темы на вузовском семинарском занятии и др.;
массовое – при соотношении «1:100 и больше»; наглядные примеры: вузовская лекция, выступление на многолюдном митинге или, скажем, телевизионное обращение президента страны к согражданам.
В каждом из этих случаев и говорящий, и адресат ведут себя по-разному. Так, в условиях группового и массового общения отдельный человек (индивид), как правило, поддается влиянию «толпы» (например, невольно начинает шуметь на лекциях вместе с другими или, скажем, покупать те же товары, что и остальные).
На особенности речевого поведения оказывают влияние самые разные факторы (социальные, культурные, личностные и др.). Формальные характеристики участников общения принято называть постоянными и переменными речевыми ролями.
Примеры постоянных речевых ролей: пол, возраст; социальный статус (начальник/ подчиненный, высокий/средний/низкий уровень дохода и пр.); образовательный уровень, в том числе тип речевой культуры; речевая компетентность. Примеры переменных (ситуативных) речевых ролей: пассажир, клиент, гость, посетитель, провожающий, друг и т.д.
Каждая из постоянных или переменных ролей соответствующим образом отражается в речи, предопределяя выбор языковых средств.
Культура речевого поведения предполагает знание стереотипов поведения людей той или иной социальной группы в конкретной ситуации общения. Это позволяет нам предвидеть реакцию собеседника и даже его возможную реплику, а в связи с этим откорректировать свою речь, выбрав нужный способ воздействия. Для соблюдения этических и коммуникативных норм требуется, чтобы участники речевого взаимодействия соответствовали своим ситуативным речевым ролям и тем самым оправдывали ожидания партнеров. Поэтому необходимо выработать такой навык общения, как умение легко переключаться с одной ситуативной роли на другую при изменении условий взаимодействия. К примеру, на службе женщина – это начальник или подчиненный, но в домашней обстановке она должна оставаться женой и матерью. В противном случае возникает коммуникативный барьер, неадекватное, неточное понимание друг друга, неправильная интерпретация слов и поведения собеседника и, как следствие, коммуникативная неудача.
Конкретная ситуация и социальные роли участников коммуникации предопределяют их взаимоотношения между собой. Исходя из этого выделяют следующие виды общения:
официальное общение, предполагающее соблюдение всех правил и формальностей, предусмотренных социальными ролями. Примером официального общения может служить защита диплома или диссертации, деловые переговоры, взаимодействие преподавателя и студентов (учеников) на учебном занятии;
неофициальное, то есть неформальное, частное общение, например, встреча бывших одноклассников или однокурсников, застольная беседа, смс-общение.
В рамках неофициального общения иногда выделяют его особую разновидность, которую называют непринуждённым общением. Именно для непринуждённого общения характерна минимальная забота о выборе языковых средств и даже некоторая фамильярность, бесцеремонность. Разумеется, это возможно только в тех случаях, когда между участниками речевого взаимодействия существуют близкие и (или) родственные отношения. Так могут общаться между собой, например, друзья, одноклассники или однокурсники, члены семьи, соседи и т. д.
В любой ситуации (особенно в ситуации неофициального общения) большую роль играют и эмоционально-волевые отношения между участниками речевого акта. Имеет значение, испытывают ли партнеры взаимную симпатию, или же, напротив, недолюбливают друг друга; подвержены ли каким-то страхам перед собеседником (собеседниками), перед предметом речи и пр.
Все перечисленные факторы накладывают отпечаток на выбор способов и средств общения и в конечном итоге определяют его результативность.
2. Внешние обстоятельства речи – это в первую очередь место, время и продолжительность речевого взаимодействия. Представим себе такую ситуацию. На учебные занятия студенты-вечерники приходят после работы, уставшие, а занятия длятся более трёх часов. Внимание слушателей ослаблено, а их дискомфортное состояние к тому же иногда усугубляется душной аудиторией с плохой акустикой. Конечно же, эффективность взаимодействия в таких условиях будет низкой.
Следующий фактор – дистанция в общении, которое может быть контактным (осуществляемым непосредственно, «здесь и сейчас») или дистантным (осуществляемым опосредованно). Контактное общение отличает сиюминутность и гибкость речевого взаимодействия. В этих условиях возможна непосредственная обратная реакция собеседника (ответная реплика или конкретное действие), поэтому важно «чувствовать» аудиторию, направлять и умело корректировать процесс общения. Дистантный вид общения предполагает пространственную (разговор по телефону, общение в чатах) или временную (обмен письмами, документооборот, чтение книг, журналов, газет, объявлений и т. д.) отдаленность. Как мы видим, при дистантном общении широко используются технические средства связи.
Коммуникативную ситуацию характеризуют также
приватность (осуществление речевого взаимодействия без свидетелей), примером чего является общение двух коллег без присутствия посторонних, беседа подруг и т. д.; как правило, именно без свидетелей происходит непринуждённое общение;
публичность (осуществление речевого взаимодействия в присутствии посторонних лиц); типичные ситуации: награждение работников на собрании трудового коллектива, диалог с кондуктором в общественном транспорте и т. д.
3. На эффективность общения влияют коммуникативные установки партнеров, в том числе личная заинтересованность в результате, настроенность на взаимопонимание т. п. Очевидно, например, что речевое поведение человека, вступающего в речевой контакт по собственной инициативе, и того, кто действует по чьему-либо побуждению, просьбе, будет различаться даже при равных прочих обстоятельствах. Но в любом случае этические принципы должны гармонировать с требованиями целесообразности выбора способов, средств и приёмов общения.
Итак, именно целями речевого взаимодействия определяется коммуникативная стратегия общения. Типичными являются стратегические (т. е. главные) коммуникативные цели, отражённые в табл. 6.4.
Таблица 6.4
- Содержание
- От авторов
- Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
- 1.1. Язык – естественная знаковая система
- Основные языковые единицы
- Фонема – фонетический уровень
- Системная связь единиц языка
- Сопоставление языка и природы
- 1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
- И их перевода на французский язык
- 1.3. Сущность понятия «речь»
- 1.4. Функции языка и речи
- Функции языка и речи
- 1.5. Свойства языка и речи
- Свойства языка и речи
- Список рекомендуемой литературы
- Речевая деятельность. Речевое взаимодействие
- 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
- 2.2. Структура речевой деятельности
- Характеристика компонентов речевой деятельности
- 2.3.Общая характеристика структурных компонентов речевой
- Вербальные средства речевого взаимодействия
- Значения глагольных приставок
- Структура интонации
- Виды жестов
- Отличительные признаки письма
- 2.4. Речевое взаимодействие
- Список рекомендуемой литературы
- Текст как речевое произведение
- 3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
- Основные текстовые категории
- 3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Виды связности в тексте
- 3.3. Членимость текста. Композиция
- Единицы членения текста
- Функции заголовка в тексте
- 3.4. Образец лингвистического анализа текста
- Лингвистический анализ текста и. Золотусского
- 3.5. Взаимодействие текстов
- Способы взаимодействия текстов
- 3.6. Прецедентные тексты
- Список рекомендуемой литературы
- 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
- Основные функции культуры
- Явления, смежные с понятием культура
- 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
- Ключевые идеи русской языковой картины мира
- Основные типы речевой культуры
- 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
- Три аспекта культуры речи
- 4.4. Языковая личность
- 4.5. Пути совершенствования речевой культуры
- Список рекомендуемой литературы
- Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи
- Основные периоды развития русского языка
- Формирование исконно русской лексики
- Структура общенародного языка
- Свойства литературного языка
- Сходство русского и старославянского языков
- Иноязычная лексика русского языка
- 5.3. Внелитературные разновидности русского языка
- Внелитературные разновидности общенародного языка
- Просторечные языковые явления
- Языковые нормы
- Свойства языковых норм
- Разновидности языковых норм
- 5.5. Типы словарей. Лингвистические словари
- Сопоставительная характеристика энциклопедических и лингвистических словарей
- Типы лингвистических словарей
- Современные толковые словари
- Структура словарной статьи в толковом словаре
- Способы объяснения лексического значения слов
- Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
- Этические принципы общения
- Коммуникативные принципы общения
- 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
- Составляющие коммуникативной ситуации
- Стратегические коммуникативные цели
- Условия коммуникативного успеха
- 6.3. Речевой этикет
- Свойства речевого этикета
- Основные этикетные жанры
- Нормы ты-вы общения
- Грани вежливости
- 6.4. Коммуникативные качества речи
- Коммуникативные качества речи
- Языковые средства, обеспечивающие или нарушающие коммуникативные качества речи
- Список рекомендуемой литературы
- Стилистика
- 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
- 7.2. Три модели понятия «стиль»
- 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики
- Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
- Разделы стилистики
- Список рекомендуемой литературы
- 8.2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
- Модели делового общения
- Жанры административного подстиля
- 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
- 8.4. Подстили научного стиля
- Подстили и жанры научного стиля
- 8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства
- Стилеобразующие черты строгих стилей
- Языковые средства воплощения обобщённости и информационной насыщенности строгих стилей
- Языковые средства воплощения логичности и точности строгих стилей
- Список рекомендуемой литературы
- Публицистический стиль. Основы публичной речи
- 9.1. Общая характеристика публицистического стиля
- 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их
- Основные стилеобразующие черты публицистического стиля
- Основные жанры публицистики
- Языковые средства воплощения стилеобразующих черт публицистического стиля
- 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки.
- Виды красноречия на основе сферы употребления
- 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
- Композиционные элементы текста публичного выступления
- 9.5. Логические основы речи. Аргументация
- Рациональные аргументы
- Иррациональные аргументы
- 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
- 9.7. Виды дискуссионной речи
- Список рекомендуемой литературы
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе
- Обиходно-разговорный стиль в сопоставлении со строгими стилями
- Стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля
- Языковые средства воплощения эллиптичности в обиходно-разговорном стиле
- Языковые средства воплощения эмоциональности и оценочности в обиходно-разговорном стиле
- 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые
- Художественный текст в сопоставлении с текстами других стилей
- Роды и жанры художественной литературы
- Список рекомендуемой литературы
- Правила произношения согласных и гласных звуков
- Правила произношения некоторых заимствованных слов и аббревиатур
- Приложение 2. Основные грамматические нормы
- Определение рода имени существительного
- Формообразование и употребление имени существительного
- Формообразование и употребление имени прилагательНого
- Формообразование и употребление местоимений и имени числительного
- Образование и употребление глагоЛьных форм
- Употребление союзов
- Приложение 3. Основные лексические нормы
- Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и сочетаемостью
- Употребление слова в соответствии с его коммуникативно-стилистическим заданием
- Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
- Метатекстовые средства, служащие выражением знания-мнения
- Основные виды тропов
- Фигуры речи