Средства обучения
По средствам обучения понимается комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется обучение языку. В методике традиционно выделяют средства обучения: для преподавателя, для обучаемых, аудиовизуальные, технические.
Эти группы по своему содержанию нерядоположены: средства обучения для преподавателя и средства обучения для обучаемого могут быть как на традиционном, бумажном носителе информации, так и в виде аудиовизуального средства. Технические же средства обучения вообще соотносятся с первыми тремя средствами как способ предъявления и содержание.
Кроме традиционной, существует классификация, в основе которой — разделение средств обучения по способу предъявления учебного и методического материала:
на традиционном бумажном носителе;
аудиовизуальные.
К средствам обучения на традиционном бумажном или заменяющем его, например пленочном, носителе относятся зрительные средства обучения (видеограмма) — печатный текст, иллюстрации (рисунки, фотографии), диапозитивы, диафильмы, немые кинофильмы.
К аудиовизуальным средствам обучения относятся:
аудиосредства (фонограмма) — магнитозапись, грамзапись, радиопередача;
аудиовидеосредетва (видеофонограммы) — кинофильмы, видеофильмы, диафильмы со звуковым сопровождением;
мультимедийные средства.
Аудиовизуальные средства обучения бывают учебными, содержащими методически обработанный материал, специально предназначенный для использования в обучении русскому языку как иностранному, и неучебными, специально для обучения не предназначенными.
И средства обучения на традиционном носителе, и аудиовизуальные средства нуждаются (в разной степени) в соответствующих технических средствах обучения. К ним относятся средства:
записи звука и изображения — магнитофон, видеомагнитофон, кинокамера, видеокамера, цифровая фотокамера;
визуальной (оптической) проекции — диапроектор, эпидиаскоп, кинопроектор, лазерный проектор;
аудиовоспроизведения — магнитофон, проигрыватель, радиоприемник;
• аудиовизуального воспроизведения — видеомагнитофон, VCD- и DVD-плеер, персональный компьютер.
И средства обучения на традиционном носителе, и аудиовизуальные средства могут иметь в качестве адресата как преподавателя, так и обучаемого. И те и другие средства обучения могут объединяться в комплекс, предназначенный для работы с определенным контингентом. Традиционно типовой учебный
комплекс включал, как минимум, три основных компонента — учебник для обучаемого, учебное пособие для преподавателя (на традиционном носителе) и лингафонное приложение (аудиови-деосредство или, точнее, аудиосредство), а также мог содержать и другие различные компоненты, конкретизирующие и дополняющие основные. С распространением в образовательной сфере персональных компьютеров (ПК) стало возможным предъявлять все три основных компонента типового учебного комплекса в виде мультимедийного продукта, записанного на компакт-диск (СВ). Это не исключает сочетания в комплексе мультимедийных аудиовидеосредств и средств на традиционном носителе.
Благодаря использованию коммуникационных технологий все средства обучения могут активно размещаться в едином информационном пространстве, что расширяет их возможности в обучении русскому языку как иностранному.
- Русский язык как иностранный
- Авторы:
- 1. Общие вопросы теории преподавания
- 2. Обучение аспектам русского языка
- 3. Актуальные проблемы теории
- Предисловие
- Литература
- Вопросы и задания
- Основные понятия методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Психологические основы методики обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Лингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- Социолингвистические основы обучения рки
- Литература
- Вопросы и задания
- 1.6. Обучение речевой деятельности Специфика речевой деятельности в системе обучения языку
- Вопросы и задания
- Аудирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Говорение
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- Государственные образовательные стандарты как руководство к владению видами речевой деятельности
- Часть I. Требования к конкретному уровню общего владения русским языком как иностранным.
- Часть II. Образец типового теста по русскому языку как иностранному. (Соответствующий сертификационный уровень.)
- Литература
- Обучение аспектам русского языка как иностранного
- 2.1. Фонетика русской речи
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.2. Грамматика
- Типы упражнений при обучении грамматике
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.3. Лексика Методические принципы организации лексического материала
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.4. Стилистика
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.5. Лингвострановедение
- Литература
- Вопросы и задания
- 2.6. Лингвокультурология
- Лингвокультурология в кругу смежных дисциплин
- Антропоцентрическая сущность лингвокультурологии как научной филологической дисциплины
- Аксиологическая направленность лингвокультурологии как филологической дисциплины
- Лингвокультурологический аспект процесса обучения русскому языку как иностранному
- Литература
- Вопросы и задания
- 3. Актуальные проблемы теории и практики обучения русскому языку как иностранному
- 3.1. Основные методы научно-методического исследования
- Эксперимент с двумя независимыми переменными
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.2. Инновационные технологии в методике обучения рки Словарь понятий
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.3. Современные технические средства обучения рки
- Средства обучения
- Аудиосредства
- Аудиовидеосредства
- Мультимедийные средства
- Средства обучения и коммуникационные технологии
- Литература
- Вопросы и задания
- 3.4.Тестирование
- Литература
- Вопросы и задания
- Литература ко всему курсу
- Программа базового для магистрантов курса «Введение в лингвокультурологию» (52 аудиторных часа)*