logo search

Аудиосредства

Под аудиосредствами понимают фонограмму — магнитоза-пись, грамзапись, радиопередачу.

Термин аудирование означает слушание и понимание ино­язычной речи. Это аналитико-синтетический процесс по об­работке акустического сигнала, результатом которого является осмысление воспринятой информации.

Аудирование как вид коммуникативной деятельности услов­но можно рассматривать не только как самостоятельный вид коммуникации, когда поток речевой информации направлен в одну сторону, например при прослушивании рассказа, озву­ченного мультимедиашоу, кино-, видеофильма, но и как состав­ную часть речевой деятельности. Аудирование лежит в основе обучения и слушанию и говорению, поэтому для обучения этим видам речевой деятельности применяются аудиосредства.

Аудирование используется на всех этапах обучения русско­му языку как иностранному: вначале — для формирования и закрепления навыков слушания и говорения, затем — для кор­ректировки.

Для воспроизведения фонограмм необходим звуковоспроиз­водящий аппарат или система соответствующей аппаратуры — лингафон. Первые лингафонные устройства появились более 50 лет назад. Их распространение было обусловлено ростом популярности аудиовизуальных приемов обучения. По мере то­го как возрастало значение экранных пособий в процессе пре­подавания иностранных языков, менялся характер оборудова­ния, и в 60-е годы XX в. в лингафонных кабинетах были уже не только лингафонные устройства, но и развитая система проек­ционной аппаратуры. Таким образом, помимо средств аудиовос-произведения — магнитофона, проигрывателя, радиоприемни­ка, — в состав лингафонного оборудования входят и средства визуальной (оптической) проекции — диапроектор, эпидиа­скоп, кинопроектор, лазерный проектор.

Лингафонные устройства бывают аудиопассивные и аудио-активные. Аудиопассивные устройства имеют целью предоста­вить обучаемым возможность прослушивать фонограммы, по­даваемые с магнитофонов, установленных на преподаватель­ском пульте; при этом-сами студенты ничего не говорят. Рабочие места аудиопассивного устройства оборудуются головными телефонами, для изоляции от посторонних звуков (шумов) и ре­гуляторами громкости. Аудиоактивные устройства, в отличие от аудиопассивных, дают возможность не только прослушивать фонограммы, но и тренироваться в говорении. Они позволяют обучаемым записывать свою речь на магнитофон, а затем про­слушивать эту запись и сравнивать ее с образцовой.

Число рабочих мест в лингафонном кабинете определяется задачами обучения и условиями учебного заведения, так чтобы все обучаемые могли работать одновременно.

Аудиосредства в своей основе имеют фонограмму — запись звучащей речи на магнитном или другом носителе. Такая за­пись осуществляется с соблюдением методических принципов обучения аудированию и говорению. Однако для формирования навыков слушания и говорения одной фонограммы недоста­точно. Как правило, ее дополняют текстовые зрительные сред­ства, образуя тем самым единый комплекс. Работа с материа­лами комплекса заключается, прежде всего, в прослушивании текста, тематика, лексическое и грамматическое наполнение которого обусловлены особенностями уровня и профиля обуче­ния, а также спецификой контингента. Паузы фонограммы да­ют обучаемому возможность повторять услышанное, а затем проверять себя, сравнивая свой ответ с образцом. Учебное по­собие содержит различные упражнения и задания, связанные с фонограммой.

Современные аудиокомплексы рассчитаны как на аудитор­ную, так и на самостоятельную работу иностранцев. Они также содержат учебники с приложением аудиокассеты или компакт-диска.

Аудиокомплекс «Русский язык по-новому» (автор М.П. Ак­сенова, издан в 2000 г.) включает учебник в трех частях с приложением аудиокассет. (Часть I, уроки 1—12. — 440 с. 4 аудиокассеты по 60 минут; Часть II, уроки 13—17. — 336 с. 2 аудиокассеты по 60 минут; Часть III, уроки 18—22. — 304 с. 2 аудиокассеты по 60 минут.) Этот аудиокомплекс представ­ляет собой систематический курс русского языка (начальный и основной). Тексты, упражнения, грамматические таблицы и комментарии каждого урока распределены по уровням в за­висимости от целей и сроков обучения. Тренируют все виды речевой деятельности. В полном объеме аудиокомплекс реко­мендуется для подготовки специалистов-русистов и рассчитан примерно на 600 аудиторных часов. В неполном объеме реко­мендуется для курсовой формы обучения и корректировочных курсов. Может использоваться для подготовки к сдаче экзаме­нов на сертификат ТРКИ-1.

Аудиокомплекс «Поговорим?: Учебное пособие для продви­нутого этапа обучения русскому языку как иностранному», (авторы Е.Е. Юрков и Т.Н. Попова, издан в 2000 г.) включает учебник объемом 160 страниц и две аудиокассеты по 60 ми­нут. Цель аудиокомплекса — развитие навыков аудирования и говорения в социально-культурной и официально-деловой сферах, расширение лингвокультурологической компетен­ции учащихся. Учебник содержит 12 уроков с иллюстрация­ми, рассчитанных на 100 аудиторных часов. Прилагается англо-русский поурочный словарь. На аудиокассетах запи­саны диалоги в типичных ситуациях общения и образцы мо­нологической речи. Рекомендовано для подготовки к сдаче ТРКИ-2 (аудирование, говорение).

Аудиокомплекс «Поехали! Русский язык для взрослых: Базовый курс» (автор С.И. Чернышев, издан в 2001 г.) со­стоит из учебника в двух частях (280 с.), двух аудиокассет по 74 минуты и двух СВ по 74 минуты. Комплекс адресован начинающим изучать русский язык. Часть I рассчитана на 80—120 часов и обеспечивает быстрое усвоение материала в объеме базового уровня. Часть II также рассчитана на 80— 120 часов и готовит к сдаче теста общего владения первого уровня. В учебнике удачно совмещены грамматический и коммуникативный подходы. Словарь включает перевод на английский, немецкий и французский языки.