logo search

Мультимедийные средства

Технические средства обучения, используемые для мульти­медийных средств обучения, относятся к средствам аудиовизу­ального воспроизведения и представлены ПК, оснащенными СD-RОМ, DVD-RОМ и модемом.

Назначение ПК в обучении многообразно. Помимо основной функции — средство обучения компьютер имеет назначение:

Основная функция ПК как технического средства обучения русскому языку как иностранному — обучающая. Это позволя­ет говорить о компьютерном обучении, т. е. такой системе обучения, в которой компьютер является техническим средст­вом обучения.

Использование компьютеров на занятии охарактеризуется с разных позиций:

Различают два вида компьютерного обучения — рецептив­ное и интерактивное обучение.

Рецептивное обучение основано на восприятии и усвоении зна­ний, передаваемых путем аудиовизуального представления (пас­сивное взаимодействие с точки зрения внешней деятельности).

Интерактивное обучение подразумевает взаимодействие человека и компьютера в диалоговом режиме. Такое обучение строится исключительно на основе обратной связи и подкреп­ления правильных ответов. Индивидуализация обучения осу­ществляется с учетом анализа продукта деятельности: резуль­тата решения задачи или проблемы. Однако диалог между ПК и обучаемым моделирует лишь отдельные аспекты реального общения между преподавателем и обучаемым. Такое общение лишено ряда существенных характеристик живого общения: на занятии в информационном смысле общение было избыточно, поскольку зрительный ряд сочетается со звуковым, а лингвис­тические средства — с паралингвистическими. В организации выразительных средств высказывания (пауз, повторений, ри­торических вопросов) содержится возможность управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Компьютер пассивен по отношению к обучаемому, так как работает в ре­жиме ответа, а обучаемый активен. Язык ПК в большой степени формализован, структура машинных языков жесткая, с одно­значной смысловой нагрузкой элементов. Ручной ввод информа­ции утомителен, требует постоянного зрительного внимания.

Аудиовизуальные мультимедийные средства называют также программными педагогическими средствами, что подчеркивает, с одной стороны, необходимость программных компьютерных технологий для их создания, а с другой — то, что эти средства и сами являются программами.

Мультимедийные средства (мультимедиа — многофункцио­нальная среда) — это средства, которые, будут реализованными на одном техническом устройстве, позволяют воспроизводить и синтезировать аудио- (речь, музыка и др.) и видео- (анимацион­ные ролики, видеофильмы и др.) информацию. Они позволяют моделировать различные ситуации профессиональной или учеб­ной деятельности, приближенные к реальности. Мультимедиа технологии сочетают в себе две или более базовых технологий и, соответственно, поддерживаются программными средствами, работающими со звуком, видеоизображением и т. д.

Мультимедиа продукты, как правило, размещают на лазер­ных дисках (СВ, УСВ, ВУВ).

Учебное мультимедиа средство предназначено для индиви­дуального пользования или группового доступа. При предъяв­лении обучающемуся учебного материала в виде мультимедиа продукта взаимодействие между главными участниками учеб­ного процесса опосредуется техническими средствами. При этом обучающемуся предъявляется оценка результатов обучения. Она бывает количественная — баллы, число правильно выпол­ненных действий и др. — или качественная — словесное за­ключение, рекомендация и т. п.

По функциональному назначению выделяют следующие про­граммные педагогические средства:

По способности адаптироваться программные педагогиче­ские средства бывают:

По лингвометодическому назначению существуют самые раз­нообразные программные педагогические средства, отражаю­щие широчайший спектр аспектов обучения русскому языку как иностранному и направленные на обучение какому-либо виду речевой деятельности: фонетические, грамматические, словообразовательные, лексические, стилистические, лингво-страноведческие и др.

По степени независимости выделяют программные педаго­гические средства:

Педагогические программные средства являются компонен­том системы средств обучения, поэтому для их создания, так же как и для создания средства обучения на традиционном бу­мажном носителе, прежде всего необходимо представить:

Функции педагогического программного средства:

Педагогическое программное средство должно также со­ответствовать дидактическим и методическим требованиям к учебному средству.

Такой методически обоснованный подход к созданию педа­гогического программного средства, когда в современных усло­виях их разработкой занимаются и профессиональные творче­ские коллективы и отдельные методисты, очень важен. Напри­мер, преподавателями СПбГУ создан мультимедийный курс по обучению русскому языку как иностранному, проект которого был представлен весной 2003 г. в СПбГУ на Международной научной конференции филологического факультета (секция «Лингводидактика»). Пособие содержит стандартные темы-сфе­ры: «В университете», «Город», «Больница» и др. В каждой теме выделяются минимальные структурные единицы, равные уро­ку, — блоки. В рамках урока даются ситуации: деканат, заня­тия, библиотека, столовая и т. д. Каждая ситуация представле­на в диалоге (аудиоряд, видеоряд, авторский мультфильм). Для работы с ситуацией предусмотрены: система упражнений, лек-сико-грамматический тренинг (упражнения), словник, коммен­тарий.

Предлагаются упражнения:

В блоке комплексно представлены три режима: интерактив­ная информативность; практическая работа (задания, диагно­стика, подсказка) и контроль (задание на время, диагностика, сравнение с эталоном). Осуществляется проверка умений гово­рения.

Для пособия характерны интерактивность, сквозной проход по всему пособию, совмещение в одном уроке разных заданий и ситуаций. Предусмотрен различный режим работы: с препо­давателем, оп-Нпе, сЪ.еЛ. Виртуальное изображение представле­но трехмерной моделью.

Мультимедийное средство обучения по своим общедидак­тическим и методическим характеристикам не отличается от средства обучения на традиционном носителе. Но использо­вание современных информационных технологий, а именно представление информации в виде образов, возможность вос­производить и синтезировать аудио- (речь, музыку и др.) и ви­деоинформацию (анимационные ролики, видеофильмы и др.) на одном техническом устройстве, позволяет на одном носителе (компакт-диске) представить средство обучения:

Разработка и создание полноценного, методически адекват­ного учебного средства, в том числе и мультимедийного требу­ет серьезной длительной профессиональной работы. Некоторые учебные материалы могут быть разработаны преподавателем русского языка как иностранного самостоятельно.

Для представления тестов и упражнений в виде мультиме­дийного продукта преподавателю не требуется умений и навы­ков программирования, достаточно владеть компьютером на пользовательском уровне и освоить программу М1сго8оЙ Родуег Рот!,, которая позволяет создавать фалы («слайды»), связан­ные системой ссылок.

В тесте каждый файл-слайд соответствует одному вопросу теста с несколькими вариантами ответа, из которых правильный только один. При выборе каждого ответа автором теста может быть задан или переход к следующему вопросу (при правиль­ном ответе), или возврат к этому же (при неправильном отве­те), или сквозной проход всего теста с начислением баллов по результатам ответа. При неправильном ответе возможно делать отсылку к соответствующему теоретическому материалу.

Таким же образом подготавливается раздаточный материал с упражнениями и заданиями, где автоматически будет произ­водиться их оценка и отсылка в случае ошибки к словарям или учебнику для повторения.

Для оформления файла используются цвет, графика, рисун­ки, анимация. Тест или упражнения могут быть записаны на дискету, компакт-диск, отправлены студенту электронной поч­той или размещены в интернете.

Размещение информации в интернете требует определенно­го места — сайта. Профессиональное изготовление сайта и его размещение в интернете стоит от 2 тыс. долларов США и выше. Допустимо и самостоятельное создание, пусть не профессио­нальных, но пригодных для размещения учебной информации бесплатных сайтов с возможностью добавления и обновления текстовой и графической информации: заданий, упражнений, материалов для дистанционного обучения. Сделать это позво­ляет программа Microsoft Front Page, предлагающая шаблон структуры сайта и шаблоны оформления. Текстовая и графиче­ская информация, занесенная на сайт, может связываться меж­ду собой гиперссылками. Это также дает возможность создавать упражнения и задания, результаты выполнения которых будут контролироваться и оцениваться.