3. Место и роль языкознания в системе наук
Язык связан со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, с его организацией как живого существа (природными условиями его жизни), его бытом, с обществом, где он живет, с его творчеством – техническим, умственным, художественным, с историей человеческого общества. Лингвистика связана со многими науками: точными, естественными, гуманитарными.
Язык – это, прежде всего, коммуникативная система знаков. Язык тесно связан с семиотикой (общей теорией знаков). Язык – универсальная система знаков. Для языкознания важны общие положения семиотики о знаках любой природы, их различительных признаках, о принципах группировки и классификации знаков, о возможностях дешифровки зашифрованных текстов или текстов на неизвестных языках.
Язык – общественное явление, и лингвистика тесно связана с социологией. Только в результате сопоставления языка с общественными категориями можно понять своеобразие его функционирования и эволюции.
Так как язык связан с мышлением, лингвистика связана с логикой, наукой о законах мышления и о формах мысли. Тесная связь с логикой не означает, что логические категории (понятие, суждение, умозаключение) должны совпадать с языковыми категориями (морфема, слово, предложение). Тем не менее, эти два аспекта соотносятся друг с другом, хотя языковые явления выходят далеко за пределы логики.
Языкознание изучает не только язык, но и речь. Речь – психофизиологический процесс. Поэтому лингвистика связана с психологией и физиологией человека:
лингвистика имеет дело с языком и получает нужные ей данные из наблюдаемой ей речи и поэтому учитывает данные психологии. Употребление языка в реальной речи обеспечивается согласованной работой психических процессов: мышлением, восприятием, памятью и др. На стыке лингвистики и психологии возникла новая дисциплина – психолингвистика;
физиология человека занимается материальными условиями производства и восприятиями звуков речи (артикуляторная физиология слуха). Для языкознания важна рефлекторная теория речевой деятельности, основы которой были заложены в трудах русских ученых-физиологов – Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905) и Ивана Петровича Павлова (1849-1936). Слова представляют собой вторую сигнальную систему – специфически человеческую форму отражения действительности. Вторая сигнальная система – это сигналы сигналов. Общее для первой и второй сигнальной системы – их рефлекторная физиологическая отражательная сущность.
Поскольку речь связана с высшей нервной деятельностью, её нормальной физиологией и патологией (нарушениями речи) занимаются медицина, психиатрия, логопедия и др.
Лингвистика связана этнографией. Этнография изучает фольклор, народное творчество, диалект, быт, традиции этноса. На стыке лингвистики и этнографии возникает этнолингвистика, которая исследует различия в речевом поведении представителей разных культур.
Лингвистика связана с археологией, так как занимается изучением вымерших древних языков и определением их носителей, ареала (области их распространения) и миграций. Археология изучает историческое прошлое человеческого общества, изучая памятники материальной культуры (жилище, орудия труда, украшения, а также памятники письменности).
С языком тесно взаимодействуют исторические науки: лингвистические данные проливают свет на события, исследуемые историком, данные истории помогают лингвисту точнее локализовать те или иные факты в истории языка.
В двадцатом веке возникла новая дисциплина – математическая лингвистика. Математическая лингвистика – это применение математических методов к языковым явлениям. Например, применение методов математической статистики позволяет объективно и экономно определить объем словника для конкретного типа словаря.
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература