Философ в маске короля
Средство спасения, которое не требует ни помощи машины времени, ни меча, было выдвинуто на первом этапе эллинского смутного времени величайшим из эллинских знатоков искусства отрешения, Платоном. «Нет надежды избавиться от зол государству и, я думаю, всему человечеству, кроме как посредством личного союза между политической властью и философией и насильной ликвидации того общего мнения, согласно которому одно обязательство исключает другое. Этот союз может быть заключен двумя путями. Либо философы должны стать царями наших государств, либо же люди, которых сегодня называют царями и правителями, должны искренне и серьезно заняться философией» (Платон. Государство. 473 Д, 499В и 501Е).
Предлагая лекарство от общественных бед, характерных не только для эллинского мира той поры, но и (как считает эллинский мудрец) для всей земной жизни Человека во все времена, в любых местах и при любых обстоятельствах, Платон стремится обезоружить простого человека, склонного относиться с нескрываемым скептицизмом к философским предписаниям. Он выводит свое умозаключение в весь-
- Сравнительное исследование цивилизаций. Обзор обществ одного вида
- Православное христианское общество
- Сирийское общество
- Вавилонское общество
- Юкатанское, мексиканское и майянское общества
- Предварительная классификация обществ данного вида
- Общества инфрааффилированные
- Сравнимость данного вида
- Различие между цивилизациями и примитивными обществами
- Философский аспект временных координат обществ данного вида
- Сравнимость «фактов» при исследовании цивилизаций
- Часть первая
- Проблема генезиса цивилизаций
- Природа генезиса цивилизаций
- Причина генезиса цивилизаций
- Негативный фактор
- Раса и цивилизация
- Среда
- Вызов-и-ответ
- Действие вызова-и-ответа
- Возвращение природы
- Остров Пасхи
- Стимул суровых стран
- Эгина и Аргос
- Стимул новых земель
- Свидетельства философии, мифологии и религии
- Стимул ударов
- Стимул давлений
- «Форпосты» и «тылы»
- Русское православие.
- Шесть форпостов в истории Западной Европы
- Начало
- Западный мир против континентальных европейских варваров
- Западный мир против Московии
- Западный мир против Оттоманской империи
- Западный мир против дальнезападного христианства
- Западный мир против Скандинавии
- Западный мир против сирийского мира на Иберийском полуострове
- Стимул ущемления
- Природа стимула
- Миграция
- Каста
- Религиозная дискриминация
- Золотая середина
- Закон компенсаций
- Что делает вызов чрезмерным?
- Сопоставление по трем параметрам
- Часть вторая
- Рост цивилизаций
- Эскимосы
- Османы
- Спартанцы
- Природа роста цивилизаций
- Усиливающаяся власть над человеческим окружением
- Рост власти над природой и средой
- Перенос поля действия
- Анализ роста
- Отношение между растущими цивилизациями и индивидами
- Уход-и-возврат
- Личности
- Социальные группы
- Давид
- Ибн Хальдун
- Конфуций
- Дифференциация в ходе роста
- Механичность мимесиса
- Смена ролей
- Афины и Венеция: поклонение эфемерной личности
- Восточная Римская империя: поклонение эфемерному институту
- Давид и Голиаф: поклонение эфемерному техническому средству
- Часть третья
- Движение раскола-и-палингенеза
- Раскол в душе
- Альтернативные формы поведения, чувства и жизни
- Отшельничество и аскетизм
- Чувство греха
- Чувство промискуитета
- Вульгаризация и варваризация в искусстве
- Чувство единства
- Архаизм
- Архаизм в институтах и идеях
- Архаизм в искусстве
- Архаизм в религии
- Самоуничтожение архаизма
- Разрыв с настоящим
- Разрыв в манерах
- Самотрансценденция футуризма
- Отрешение
- Преображение
- Палингенез
- Анализ распада
- Творческий гений в роли спасителя
- Спаситель с «машиной времени»
- Философ в маске короля
- Бог, воплотившийся в Человеке
- Ритмы распада
- Ритм эллинистической истории
- Ритм китайской истории
- Часть четвертая
- Универсальные государства как цели
- Мираж бессмертия
- Парадоксальное непонимание
- Последствия Маньчжурской, Оттоманской и Могольской империй
- Москва – Третий Рим
- Загадка престижа императорского двора в Японии
- Психология мира
- Столицы
- Законы, управляющие миграцией столиц
- Миграция столиц варварских основателей империи
- Кто извлекает выгоду?
- Часть пятая
- Вселенские церкви
- Церковь как «раковая опухоль»
- Церковь как «куколка»
- Церковь как высший вид общества
- Изменение ролей
- Единодушие и разногласия высших религий
- Ценность различий
- Цивилизация как регресс
- Вызов воинственности на земле
- Причины регресса
- Предчувствие духовного возрождения
- Возможность духовного роста
- Часть шестая
- Героические века
- Варварское прошлое
- Контакты между цивилизациями в пространстве
- Современный запад и восточная азия
- Социальные последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
- Психологические последствия контактов между современными друг другу цивилизациями
- Контакты цивилизаций во времени
- Ренессанс институтов, правовых систем и философии
- Ренессансы языка, литературы и изобразительного искусства
- Религиозные ренессансы
- Часть седьмая
- Вдохновение историков
- Взгляд историка
- Привлекательность фактов истории
- Восприимчивость
- Любопытство
- Блуждающий огонек всеведения
- Импульс к исследованию отношений между фактами
- Критические реакции
- Творческие ответы