logo search
Макет пособия теория языка

4. Текст и коммуникация

Многие лингвисты признают, что все носители языка говорят текстами, а не словами и предложениями, по меньшей мере, предложениями из слов в текстах. Текст является основной единицей коммуникации. Такое понимание текста характерно не только для лингвистов, но для психологов, психолингвистов.

С точки зрения психологии, текст – основная единица коммуникации, феномен реальной жизнедеятельности, построенный с помощью элементов системы языка (см. работы Алексея Алексеевича Леонтьева, Валерия Павловича Белянина). Текст как явление языковой и экстралингвистической действительности, представляет сложный феномен, выполняющий разные функции и рассматриваемый в разных аспектах: как средство коммуникации, отражение психической жизни индивида, продукт определенной исторической эпохи, форма существования культуры и т.д. Таким образом, феномен текста может быть определен по-разному.

Например, Виктория Владимировна Красных предлагает следующее понимание текста. Текст есть:

Текст как единица коммуникации функционирует в дискурсе.

5. Основные понятия теории дискурса, дискурс-анализ

Теория дискурса – одно из наиболее активно развивающихся направлений современного языкознания (см., например, работы Михаила Львовича Макарова). Теория дискурса представляет собой сложный синтез научных результатов, полученных в различных областях знаний – в языкознании, психологии, социологии и этнографии.

Внимание исследователей дискурса направлено не на абстрактную языковую систему, а на живую речь в условиях реального общения. Таким образом, теория дискурса – это междисциплинарное направление, изучающее языковое общение.

Категория дискурса – одна из основных в коммуникативной лингвистике. Понятие дискурс допускает множество научных интерпретаций. Выделяют три основных подхода к трактовке этого понятия.

Соотношение понятий «дискурс» – «текст» вызывает немало споров в научном мире. В начале 70-х эти термины были практически взаимозаменяемыми. В настоящее время под дискурсом понимается речь, «погруженная» в жизнь, в отличие от текста, который может относиться, например, к древним текстам. Под текстом может иметься в виду конкретный знаковый продукт процесса порождения и восприятия. Текст может быть вербальным и невербальным. Дискурс есть динамический процесс, частью которого является текст. Дискурс помимо текста включает социокультурные условия и ментальные процессы.

Основные единицы дискурса – речевые акты, их типы, речевые события, ходы, обмены и др. В основе коммуникативного подхода к дискурс-анализу лежит теория речевых актов, развитая в трудах американского логика Джона Сёрля.

Главная идея теории речевых актов: произнося предложение в ситуации общения, мы совершаем некоторые действия – приводим в движение артикуляционный аппарат, упоминаем людей, места, объекты, сообщаем что-либо собеседнику, веселим его, раздражаем, приказываем, извиняемся и т.д.; все эти действия обусловлены намерением или интенцией говорящего.

Структура речевого акта включает локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты.

1. Локутивный акт сводится к речепроизводству как таковому;

2. иллокутивный акт – центральное понятие теории речевых актов. Он соотносится с коммуникативным намерением (интенцией) говорящего;

3. перлокутивный акт выражает результат речевого воздействия, которого говорящий интенционально достигает, выполняя локутивный и иллокутивный акты.

Термин дискурс-анализ собственно и означает сам метод анализа связной речи и направлен он на социокультурные, интерактивные стороны языкового общения. В фокусе внимания дискурс-анализа может быть любой фрагмент языкового общения: устный диалог, письменный текст, монолог, тексты и жанры речи от политических дебатов до бытового разговора и др.