Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
Разновидность | Примеры* |
Своя (принадлежащая субъекту речи) | ♦ Вероятно, нет необходимости** подробно останавливаться на каждом орфографическом правиле ♦ Мы вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любому доступно ♦ Этот день мне запомнится надолго |
Чужая индивидуальная или коллективная
| ♦ Банальная («бросовая» – мог бы сказать Виктор Астафьев) пословица «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать» содержит глубокую мысль о путях познания ♦ Пушкин, высоко оценивая первый литературный опыт Даля - написанные им сказки, поощрял его продолжать в том же роде ♦ Знаменитое Пражское лингвистическое общество в 1865 году в своём уставе категорически запретило обсуждение вопросов происхождения языка ♦ Излюбленным жанром древнерусских читателей были апокрифы – повествования о библейских персонажах или святых. Отношение церкви к апокрифической литературе было сложным |
Обобщённо-неопреде- лённая | ♦ Давно замечено, что вещи являются точной психологической копией своих хозяев. Поэтому многим из нас так невыносимо жаль бывает расстаться со старой любимой вещью ♦ Мало кому нравится, когда его долго и беззастенчиво рассматривают
|
Таблица П.4.2
ЯЗЫКОВЫЕ Способы выражения точки зрения
Языковые способы | Примеры | |
1 | 2 | |
Местоимения (личные, определительные и др.) | ♦ Мы** вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любому доступно ♦ Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как пассажиры рассаживаются в салоне общественного транспорта? | |
Одушевлённые и собирательные существительные, а также словосочетания с аналогичным значением | ♦ Проблема языка и мышления актуальна как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом ♦ У многих народов распространено нечто вроде табу на пристальный взгляд ♦ Общественным мнением подобные поступки осуждаются | |
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным | ♦ Становится понятным, почему при чтении текста, в котором не обозначены границы слов и нет знаков препинания, возникают большие затруднения ♦ Экспериментально установлено, что не менее 10-15 % информации теряется при «неподвижном» <…> лице лектора | |
Бессоюзные сложные предложения с изъяснительной семантикой | ♦ Так или иначе возникал вопрос: пантомима нашего пещерного предка – это и есть начало начал знаковой деятельности? ♦ Психологи и психолингвисты знают: смысл текста <…> порождается вместе с ним и его восприятием | |
|
| |
Продолжение табл. П.4.2 | ||
1 | 2 | |
Вводные слова и выражения | ♦ Как говорил Цицерон, речь – последовательность слов и пауз ♦ Может быть, пора такие программы внедрять повсеместно? | |
Прямая речь, цитирование | ♦ Аристотель определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета» ♦ Читатель скажет: «Что же тут удивительного?» | |
Ссылки | ♦ Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать (Аристотель. Риторика. 1358 в. 10) ♦ ф.Энгельс называл знание классических и иностранных языков двумя рычагами, позволяющими «…стать выше ограниченной национальной точки зрения»1 --------------------------------------------------------------------------------- 1Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 333. | |
Слова и выражения с семантикой |
восприятия | ♦ Видимый нам мир изменчив и непостоянен. Вещи <…> со временем приобретают различный облик ♦ Устную речь обычно слушают, собравшись вместе, письменное слово каждый читает в одиночку |
оценки | ♦ Разумное и правильное слово всегда ценится высоко ♦ Цивилизованный человек отличается от варвара именно способностью учиться | |
знания-мнения | ♦ В сознании говорящего и слушающего смысл слова определяется в процессе общения. Нередко одному слову придаются разные значения ♦ Филологической науке известны двадцать четыре источника изобретения речи | |
речи | ♦ Можем ли мы, говоря о словах, рассуждать одновременно и о природе вещей, ими обозначаемых? ♦ Споров, которые ведутся вокруг этого места древней рукописи, немало | |
модальной | ♦ Слово может иметь много значений, и они должны быть закономерно связаны между собой ♦ Со специалистами спорить нельзя, к ним надо прислушиваться | |
эмоциональной
| ♦ Мистер Шерлок Холмс почти сто лет восхищает миллионы читателей своей необычной проницательностью ♦ Жаль, что эта книга так и не переведена на русский язык | |
Суффиксы и приставки, передающие субъективно-эмоциональную оценку | ♦ Квартира у вас большущая ♦ Ну и вредная старушенция! ♦ Понаставили машин – людям пройти невозможно | |
Связочные глаголы в составном именном сказуемом | ♦ Основоположником русского и украинского книгопечатания заслуженно считается Иван Фёдоров ♦ Понятия именуются словами языка | |
Вставные конструкции | ♦ К счастью, – к счастью ли? – искусство чтения взглядов всегда обоюдное ♦ Это прекрасно понимают и зоопсихологи, поставившие свои сенсационные (в лучшем смысле этого слова) эксперименты | |
Междометия, частицы с соответствующей семантикой | ♦ Ну что вы, господь с вами, какой роман! ♦ Так уж ли совсем невозможно представить себе в будущем коммуникацию, которую принято пока называть экстрасенсорной, а заслуживающую, может быть названия биоволновой?
| |
| ||
Окончание табл. П.4.2 | ||
1 | 2 | |
Знаки препинания: кавычки, восклицательный знак, многоточие | ♦ В то же время Афины были «большой деревней» ♦ Было проведено более 5000 (!) опытов ♦ В результате проведения более 5000 опытов был получен … отрицательный результат | |
Интонация | ♦ Ты его больше слушай! (может выражать поощрение, иронию, осуждение и др.)
|
* Большая часть иллюстративного материала (примеров) для данной таблицы взята из текстов книг: Волков А.А., Хабаров И.А. Шестая мировая загадка. м., 1984; Горелов И.Н., Енгалычев Ф.М. Безмолвной мысли знак: рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991.
** Жирным шрифтом в таблицах П.4.1 и П.4.2 выделены языковые способы, указанные в данном пункте, хотя, разумеется, в конкретном примере могут «работать» и другие способы.
Приложение 5. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ МЕТАТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА
Таблица П.5.1
МЕТАТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА, отражающие логику развития мысли
Предназначенность | Слова и выражения
| ||||||||
Логическая последовательность в передаче информации | Во-первых во-вторых сначала первым делом прежде всего | в дальнейшем впоследствии далее потом затем | обратимся теперь перейдём к ... подведём итоги в итоге итак | наконец короче говоря следовательно таким образом в результате | |||||
Иерархия смысловых частей текста | Самое главное главным образом нельзя не упомянуть необходимо отметить основное внимание особенно важно особый интерес вызывает центральное место в особенности главное подчеркнём | в общем в частности в том числе более того кроме того причём при этом притом также тоже кстати | кстати говоря сверх того вообще говоря впрочем к тому же вместе с тем впрочем в довершение всего и вот ещё что остаётся заметить | ||||||
Введение иллюстра-тивного материала | Допустим например к примеру предположим скажем возьмём в качестве примера вот типичная картина | вот наглядный пример представим себе остановимся на нескольких примерах в качестве примера рассмотрим вспоминается случай (эпизод) рассмотрим пример (случай) | |||||||
Связь между смысловыми частями текста | Данный искомый следующее анализируемый вышеизложенный вышеперечисленный вышеупомянутый рассмотренный забегая вперёд как уже указывалось | отмеченный выше мы уже говорили о впоследствии мы увидим возвращаясь к сказанному выше указывалось (отмечалось) как будет указано ниже то же самое можно сказать до сих пор мы говорили позднее (позже) мы остановимся (отмечалось, упоминалось, говорилось) выше | |||||||
| |||||||||
Сопоставительные отношения (аналогия, противопоста- вление) | А а вот зато но с одной стороны с другой стороны напротив наоборот
| таким же образом таким же путём подобный аналогичный в то же время по-другому по-иному однако | аналогичным образом аналогично этому подобным образом но вот что настораживает сказанное вовсе не означает |
Таблица П.5.2
- Содержание
- От авторов
- Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
- 1.1. Язык – естественная знаковая система
- Основные языковые единицы
- Фонема – фонетический уровень
- Системная связь единиц языка
- Сопоставление языка и природы
- 1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
- И их перевода на французский язык
- 1.3. Сущность понятия «речь»
- 1.4. Функции языка и речи
- Функции языка и речи
- 1.5. Свойства языка и речи
- Свойства языка и речи
- Список рекомендуемой литературы
- Речевая деятельность. Речевое взаимодействие
- 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
- 2.2. Структура речевой деятельности
- Характеристика компонентов речевой деятельности
- 2.3.Общая характеристика структурных компонентов речевой
- Вербальные средства речевого взаимодействия
- Значения глагольных приставок
- Структура интонации
- Виды жестов
- Отличительные признаки письма
- 2.4. Речевое взаимодействие
- Список рекомендуемой литературы
- Текст как речевое произведение
- 3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
- Основные текстовые категории
- 3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Виды связности в тексте
- 3.3. Членимость текста. Композиция
- Единицы членения текста
- Функции заголовка в тексте
- 3.4. Образец лингвистического анализа текста
- Лингвистический анализ текста и. Золотусского
- 3.5. Взаимодействие текстов
- Способы взаимодействия текстов
- 3.6. Прецедентные тексты
- Список рекомендуемой литературы
- 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
- Основные функции культуры
- Явления, смежные с понятием культура
- 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
- Ключевые идеи русской языковой картины мира
- Основные типы речевой культуры
- 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
- Три аспекта культуры речи
- 4.4. Языковая личность
- 4.5. Пути совершенствования речевой культуры
- Список рекомендуемой литературы
- Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи
- Основные периоды развития русского языка
- Формирование исконно русской лексики
- Структура общенародного языка
- Свойства литературного языка
- Сходство русского и старославянского языков
- Иноязычная лексика русского языка
- 5.3. Внелитературные разновидности русского языка
- Внелитературные разновидности общенародного языка
- Просторечные языковые явления
- Языковые нормы
- Свойства языковых норм
- Разновидности языковых норм
- 5.5. Типы словарей. Лингвистические словари
- Сопоставительная характеристика энциклопедических и лингвистических словарей
- Типы лингвистических словарей
- Современные толковые словари
- Структура словарной статьи в толковом словаре
- Способы объяснения лексического значения слов
- Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
- Этические принципы общения
- Коммуникативные принципы общения
- 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
- Составляющие коммуникативной ситуации
- Стратегические коммуникативные цели
- Условия коммуникативного успеха
- 6.3. Речевой этикет
- Свойства речевого этикета
- Основные этикетные жанры
- Нормы ты-вы общения
- Грани вежливости
- 6.4. Коммуникативные качества речи
- Коммуникативные качества речи
- Языковые средства, обеспечивающие или нарушающие коммуникативные качества речи
- Список рекомендуемой литературы
- Стилистика
- 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
- 7.2. Три модели понятия «стиль»
- 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики
- Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
- Разделы стилистики
- Список рекомендуемой литературы
- 8.2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
- Модели делового общения
- Жанры административного подстиля
- 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
- 8.4. Подстили научного стиля
- Подстили и жанры научного стиля
- 8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства
- Стилеобразующие черты строгих стилей
- Языковые средства воплощения обобщённости и информационной насыщенности строгих стилей
- Языковые средства воплощения логичности и точности строгих стилей
- Список рекомендуемой литературы
- Публицистический стиль. Основы публичной речи
- 9.1. Общая характеристика публицистического стиля
- 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их
- Основные стилеобразующие черты публицистического стиля
- Основные жанры публицистики
- Языковые средства воплощения стилеобразующих черт публицистического стиля
- 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки.
- Виды красноречия на основе сферы употребления
- 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
- Композиционные элементы текста публичного выступления
- 9.5. Логические основы речи. Аргументация
- Рациональные аргументы
- Иррациональные аргументы
- 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
- 9.7. Виды дискуссионной речи
- Список рекомендуемой литературы
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе
- Обиходно-разговорный стиль в сопоставлении со строгими стилями
- Стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля
- Языковые средства воплощения эллиптичности в обиходно-разговорном стиле
- Языковые средства воплощения эмоциональности и оценочности в обиходно-разговорном стиле
- 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые
- Художественный текст в сопоставлении с текстами других стилей
- Роды и жанры художественной литературы
- Список рекомендуемой литературы
- Правила произношения согласных и гласных звуков
- Правила произношения некоторых заимствованных слов и аббревиатур
- Приложение 2. Основные грамматические нормы
- Определение рода имени существительного
- Формообразование и употребление имени существительного
- Формообразование и употребление имени прилагательНого
- Формообразование и употребление местоимений и имени числительного
- Образование и употребление глагоЛьных форм
- Употребление союзов
- Приложение 3. Основные лексические нормы
- Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и сочетаемостью
- Употребление слова в соответствии с его коммуникативно-стилистическим заданием
- Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
- Метатекстовые средства, служащие выражением знания-мнения
- Основные виды тропов
- Фигуры речи