Формообразование и употребление местоимений и имени числительного
Правило | Неправильный вариант | Правильный вариант | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
Формообразование и употребление местоимений | ||||||||||||||
1. При употреблении с предлогом местоимений 3-го лица к ним прибавляется начальное н. Например: Без неё, у него, за ними, вокруг него, мимо них, ради неё. Исключения: Начальноенне прибавляется:
| ||||||||||||||
старше его и др. | Сзади его наперекор ней в отношении них умнее него
| Сзади него наперекор ей в отношении их умнее его | ||||||||||||
2. Соответствующими норме являются формы Род. падежа женского рода с предлогом типа у неё, от неё, ради неё. | ||||||||||||||
| Спросить у ней | Спросить у неё
| ||||||||||||
3. Соответствующими норме являются только следующие формы притяжательных местоимений, указывающих на принадлежность к 3-му лицу: его, её, их. | ||||||||||||||
| Ихний велосипед ихий ребёнок ейная кофта
| Их велосипед их ребёнок её кофта
| ||||||||||||
Продолжение табл. П.2.4 | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
4. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему существительное. При несоблюдении этого правила может исказиться смысл предложения. Например: С наступлением каникул студенты разъехались; они их ждали с нетерпением. | ||||||||||||||
| Мальчик - сирота, отец умер, когда ему было восемь лет | Мальчик - сирота, когда ему было восемь лет, умер его отец | ||||||||||||
5. Нельзя заменять местоимением в форме множ. числа существительное с собирательным лексическим значением типа крестьянство, молодежь и т. д. | ||||||||||||||
| Русское крестьянство отличалось терпением, они редко бунтовали
Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь
| Русские крестьяне отличались терпением, они редко бунтовали
Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать её в первую очередь
| ||||||||||||
Формообразование и употребление имён числительных | ||||||||||||||
1. Количественные числительные типа пять, девять, тридцать склоняются как существительные | ||||||||||||||
3-го склонения |
Сейчас без пять десять |
Сейчас без пяти десять | ||||||||||||
2.Количественные числительные сорок, девяносто исто имеют окончание-а во всех косвенных падежах (кроме Вин. пад.). | ||||||||||||||
| Я переписываюсь со стами однокурсниками | Я переписываюсь со ста однокурсниками | ||||||||||||
3. Числительные два, полтора и словообаимеют особую форму для употребления с существительными жен. рода.Ср: Полтора дня, но полторы недели. | ||||||||||||||
| Он знаком с обоими секретаршами | Он знаком с обеими секретаршами
| ||||||||||||
4. Формы числительного полтораиполторыразличаются только в Им. и Вин. падежах. Во всех других падежах употребляется общая формаполутора. | ||||||||||||||
| Мы пробыли в Москве полторы сутки | Мы пробыли в Москве около полутора суток или Мы пробыли в Москве полтора суток
| ||||||||||||
5. При склонении сложного*количественного**числительного изменяются оба окончания. Например: Пришлось расстаться с восемьюстами рублями. | ||||||||||||||
| Пятистами ветеранами получены поздравления с Днём Победы | Пятьюстами ветеранами получены поздравления с Днём Победы
| ||||||||||||
6. При склонении сложного порядкового***числительного и омонимичного ему прилагательного изменяется только последнее окончание. Например: Мы рады вручить подарок нашему четырёхсотому клиенту. | ||||||||||||||
| Выпущены пятьтысячные купюры | Выпущены пятитысячные купюры | ||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
7. При склонении составного****количественного числительного должны изменяться все его составные части. Например: Пришлось расстаться с восемьюстами шестьюдесятью девятью рублями. | ||||||||||||||
| С пять тысяч тридцать одним жителем | С пятью тысячами тридцатью одним жителем | ||||||||||||
Окончание табл. П.2.4 | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||||||||
8. При склонении составного порядкового числительного должна изменяться только его последняя составляющая. Например: Пошёл восемьсот шестьдесят девятый день его заточения. | ||||||||||||||
| Это случилось в двух тысяче девятом году | Это случилось в две тысячи девятом году | ||||||||||||
9. При количественных числительных два, три, четыре в составе подлежащего, а также при составных числительных, заканчивающихся этими словами, сказуемое обычно употребляется во множ. числе; при остальных количественных числительных – в ед. числе. Например: Сто сорок два студента приехали, но Сто сорок шесть студентов приехало. | ||||||||||||||
| Сорок четыре книги сохранилось Были куплены шесть яблок | Сорок четыре книги сохранились Было куплено шесть яблок | ||||||||||||
10. Правило употребления собирательных числительных на примере числительного двое: | ||||||||||||||
| Брат | Сестра | Утёнок | Стол | Брюки | Мы | ||||||||
Два/две | Два брата | Две сестры | Два утёнка | Два стола | ― | ― | ||||||||
Двое | Двое братьев | ― | Двое утят | ― | Двое брюк | Нас двое | ||||||||
|
пятеро девочек |
пять девочек
|
*Сложное числительное – числительное, основа которого включает в себя два корня (пятидесятый, двести).
** Количественное числительное обозначает абстрактное число (семь) или количество предметов (семь дней) и отвечает на вопрос сколько?
*** Порядковое числительное обозначает порядок предметов при счёте (седьмой день) и отвечает на вопрос который?
**** Составное числительное состоит из двух или более раздельно пишущихся компонентов (слов), например: восемьдесят пять, двести тридцать восьмой и т. д.
Таблица П.2.5
- Содержание
- От авторов
- Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
- 1.1. Язык – естественная знаковая система
- Основные языковые единицы
- Фонема – фонетический уровень
- Системная связь единиц языка
- Сопоставление языка и природы
- 1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
- И их перевода на французский язык
- 1.3. Сущность понятия «речь»
- 1.4. Функции языка и речи
- Функции языка и речи
- 1.5. Свойства языка и речи
- Свойства языка и речи
- Список рекомендуемой литературы
- Речевая деятельность. Речевое взаимодействие
- 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
- 2.2. Структура речевой деятельности
- Характеристика компонентов речевой деятельности
- 2.3.Общая характеристика структурных компонентов речевой
- Вербальные средства речевого взаимодействия
- Значения глагольных приставок
- Структура интонации
- Виды жестов
- Отличительные признаки письма
- 2.4. Речевое взаимодействие
- Список рекомендуемой литературы
- Текст как речевое произведение
- 3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
- Основные текстовые категории
- 3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Виды связности в тексте
- 3.3. Членимость текста. Композиция
- Единицы членения текста
- Функции заголовка в тексте
- 3.4. Образец лингвистического анализа текста
- Лингвистический анализ текста и. Золотусского
- 3.5. Взаимодействие текстов
- Способы взаимодействия текстов
- 3.6. Прецедентные тексты
- Список рекомендуемой литературы
- 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
- Основные функции культуры
- Явления, смежные с понятием культура
- 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
- Ключевые идеи русской языковой картины мира
- Основные типы речевой культуры
- 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
- Три аспекта культуры речи
- 4.4. Языковая личность
- 4.5. Пути совершенствования речевой культуры
- Список рекомендуемой литературы
- Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи
- Основные периоды развития русского языка
- Формирование исконно русской лексики
- Структура общенародного языка
- Свойства литературного языка
- Сходство русского и старославянского языков
- Иноязычная лексика русского языка
- 5.3. Внелитературные разновидности русского языка
- Внелитературные разновидности общенародного языка
- Просторечные языковые явления
- Языковые нормы
- Свойства языковых норм
- Разновидности языковых норм
- 5.5. Типы словарей. Лингвистические словари
- Сопоставительная характеристика энциклопедических и лингвистических словарей
- Типы лингвистических словарей
- Современные толковые словари
- Структура словарной статьи в толковом словаре
- Способы объяснения лексического значения слов
- Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
- Этические принципы общения
- Коммуникативные принципы общения
- 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
- Составляющие коммуникативной ситуации
- Стратегические коммуникативные цели
- Условия коммуникативного успеха
- 6.3. Речевой этикет
- Свойства речевого этикета
- Основные этикетные жанры
- Нормы ты-вы общения
- Грани вежливости
- 6.4. Коммуникативные качества речи
- Коммуникативные качества речи
- Языковые средства, обеспечивающие или нарушающие коммуникативные качества речи
- Список рекомендуемой литературы
- Стилистика
- 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
- 7.2. Три модели понятия «стиль»
- 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики
- Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
- Разделы стилистики
- Список рекомендуемой литературы
- 8.2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
- Модели делового общения
- Жанры административного подстиля
- 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
- 8.4. Подстили научного стиля
- Подстили и жанры научного стиля
- 8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства
- Стилеобразующие черты строгих стилей
- Языковые средства воплощения обобщённости и информационной насыщенности строгих стилей
- Языковые средства воплощения логичности и точности строгих стилей
- Список рекомендуемой литературы
- Публицистический стиль. Основы публичной речи
- 9.1. Общая характеристика публицистического стиля
- 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их
- Основные стилеобразующие черты публицистического стиля
- Основные жанры публицистики
- Языковые средства воплощения стилеобразующих черт публицистического стиля
- 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки.
- Виды красноречия на основе сферы употребления
- 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
- Композиционные элементы текста публичного выступления
- 9.5. Логические основы речи. Аргументация
- Рациональные аргументы
- Иррациональные аргументы
- 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
- 9.7. Виды дискуссионной речи
- Список рекомендуемой литературы
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе
- Обиходно-разговорный стиль в сопоставлении со строгими стилями
- Стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля
- Языковые средства воплощения эллиптичности в обиходно-разговорном стиле
- Языковые средства воплощения эмоциональности и оценочности в обиходно-разговорном стиле
- 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые
- Художественный текст в сопоставлении с текстами других стилей
- Роды и жанры художественной литературы
- Список рекомендуемой литературы
- Правила произношения согласных и гласных звуков
- Правила произношения некоторых заимствованных слов и аббревиатур
- Приложение 2. Основные грамматические нормы
- Определение рода имени существительного
- Формообразование и употребление имени существительного
- Формообразование и употребление имени прилагательНого
- Формообразование и употребление местоимений и имени числительного
- Образование и употребление глагоЛьных форм
- Употребление союзов
- Приложение 3. Основные лексические нормы
- Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и сочетаемостью
- Употребление слова в соответствии с его коммуникативно-стилистическим заданием
- Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
- Метатекстовые средства, служащие выражением знания-мнения
- Основные виды тропов
- Фигуры речи