9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
Однако правильная, грамотная, выразительная, выстроенная по всем канонам риторики речь еще не гарантирует нам успешного и эффективного выступления. Важно так «донести» материал до слушателя, чтобы аудитория восприняла предложенную информацию адекватно авторскому замыслу. Для достижения эффективности большое значение имеют личность говорящего: специфика его манеры общения, умение управлять вниманием аудитории, владение невербальными компонентами и многое другое. Причем, каких-либо единых правил и рекомендаций на этот счет нет и быть не может: каждый оратор формирует свой индивидуальный стиль, соответствующий его темпераменту, жизненному опыту, кругу интересов и пр. Назовем некоторые общие требования к речевому поведению выступающего.
1. Прежде всего, заметное влияние на установление контакта со слушателем оказывает личность оратора, его репутация. Причем зачастую важны не столь личные качества оратора, а то, как они воспринимаются аудиторией, каким его видят окружающие. Среди факторов, влияющих на формирование образа оратора в глазах слушателя, мы бы выделили следующие:
заинтересованность, увлеченность (и самой темой речи, и общением со слушателем);
искренность (слушатель должен верить, что выступающий говорит правду);
дружелюбие (слушатели стремятся к близости с оратором, а для этого важно создать дружескую и одновременно деловую атмосферу, чему способствуют доброжелательность, внимательность, а отчужденное, подчёркнуто дистантное общение не приносит ожидаемого результата);
обаяние (притягательная сила, исходящая от человека, которая создается совокупностью тембра голоса, мимических движений, пластики и других факторов, до конца не осознаваемых слушателями);
артистизм как способность человека представлять себя публике в неком образе; в то же время оратор и артист – не одно и то же: артист ориентирован на вымышленные обстоятельства роли, а оратор – на реальную ситуацию и «играет» самого себя.
2. По-разному следует вести себя в однородной (по возрастному, половому признаку, по кругу интересов, по степени заинтересованности в получаемой от выступающего информации и т. д.) аудитории и неоднородной. Общее правило: чем однороднее аудитория, тем вероятнее её единодушная реакция; если собираются разные люди, то общее, что должно их объединить хотя бы на время выступления, найти труднее.
3. В большой (по количеству слушателей) аудитории нужно говорить более громко; не следует при этом отвлекаться на мелкие детали, без особой необходимости вступать в дискуссию. Маленькая же аудитория требует более «камерной» обстановки, большей близости к слушателям и полностью отвергает саму возможность «озвучивания» написанного заранее текста.
Замечено, что механизмы внимания массовой аудитории работают по-иному. Ведь группа слушателей – это нечто иное, чем простое скопление людей. Многие выступают в роли слушателя вопреки своему желанию, и поэтому к оратору предъявляются особенно «жёсткие» требования: он должен показать себя в равной степени знающим, убеждённым, уверенным в себе, грамотным и т. д. И ещё одна особенность большой аудитории: в ней быстро распространяются эмоциональные реакции (вспомним: если на лекции кто-то начинает шуметь, через 5 минут «гудят» почти все). Чтобы направлять внимание аудитории в нужное русло, полезно, например, «квантовать» речь – подавать ее небольшими порциями. Важно периодически стимулировать активность слушателя, «тормошить его», меняя темп речи или задавая вопросы, обращаться непосредственно к кому-то из аудитории и т. п. Если же выступающий держится нерешительно, как бы извиняясь за свою миссию, то в любой аудитории чувство ожидания неизбежно сменяется разочарованием.
4. Важно помнить, что, хотя во взаимодействии оратора и аудитории участвуют практически все каналы восприятия, в первую очередь слушатель воспринимает именно вербальную (словесную) информацию. Затем «считывает» визуальную картинку: внешний облик, в том числе одежду, мимику, жесты, позы выступающего и, конечно же, отмечает акустические особенности его речи.
Таким образом, успешность взаимодействия обеспечивается зрительным и голосовым контактом со слушателем.
При зрительном контакте (а это важнейшее средство создания эффекта коммуникативного сотрудничества) необходимо контролировать свой взгляд. Неопытный оратор бессознательно стремится смотреть на потолок, в пол, в пространство, на преподавателя, часто возникает т. н. «невидящий» взгляд. При этом выступающий не в состоянии следить за реакцией слушателей, т. е. отсутствует обратная связь. В этом случае рекомендуется, переводя взгляд с одного человека на другого, смотреть в глаза слушателям, но таким образом, чтобы у тех не возникло ощущение «бегающего» взгляда. В соответствии с русской культурной традицией взгляд должен быть и внимательным, и ненавязчивым одновременно.
Успешному зрительному контакту сопутствует и контакт голосовой, в рамках которого отношение к оратору формируется благодаря акустическим параметрам его голоса. К последним относятся обаяние тембра голоса, богатство и разнообразие интонации (подробнее об интонации см. лекция 2, табл. 2.10). Для лучшего восприятия аудиторией звук должен «лететь» – равномерно распространяться в аудитории. Следует говорить не слишком громко, и не слишком тихо. Главное: дикция должна быть отчетливой, чтобы все сказанное было услышано и правильно понято; темп – умеренным, поскольку слушатели должны успевать не только воспринимать, осмыслять услышанное, но и при необходимости записывать.
Конечно же, многое из перечисленного зависит от природных данных оратора, но современные риторические методики позволяют развивать и совершенствовать практически все эти умения и навыки.
► Какими, с Вашей точки зрения, качествами должен обладать человек, чтобы успешно говорить публично? Какие трудности его ожидают?
► Какие трудности испытываете лично вы, выступая перед аудиторией?
- Содержание
- От авторов
- Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
- 1.1. Язык – естественная знаковая система
- Основные языковые единицы
- Фонема – фонетический уровень
- Системная связь единиц языка
- Сопоставление языка и природы
- 1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
- И их перевода на французский язык
- 1.3. Сущность понятия «речь»
- 1.4. Функции языка и речи
- Функции языка и речи
- 1.5. Свойства языка и речи
- Свойства языка и речи
- Список рекомендуемой литературы
- Речевая деятельность. Речевое взаимодействие
- 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
- 2.2. Структура речевой деятельности
- Характеристика компонентов речевой деятельности
- 2.3.Общая характеристика структурных компонентов речевой
- Вербальные средства речевого взаимодействия
- Значения глагольных приставок
- Структура интонации
- Виды жестов
- Отличительные признаки письма
- 2.4. Речевое взаимодействие
- Список рекомендуемой литературы
- Текст как речевое произведение
- 3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
- Основные текстовые категории
- 3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Виды связности в тексте
- 3.3. Членимость текста. Композиция
- Единицы членения текста
- Функции заголовка в тексте
- 3.4. Образец лингвистического анализа текста
- Лингвистический анализ текста и. Золотусского
- 3.5. Взаимодействие текстов
- Способы взаимодействия текстов
- 3.6. Прецедентные тексты
- Список рекомендуемой литературы
- 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
- Основные функции культуры
- Явления, смежные с понятием культура
- 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
- Ключевые идеи русской языковой картины мира
- Основные типы речевой культуры
- 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
- Три аспекта культуры речи
- 4.4. Языковая личность
- 4.5. Пути совершенствования речевой культуры
- Список рекомендуемой литературы
- Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи
- Основные периоды развития русского языка
- Формирование исконно русской лексики
- Структура общенародного языка
- Свойства литературного языка
- Сходство русского и старославянского языков
- Иноязычная лексика русского языка
- 5.3. Внелитературные разновидности русского языка
- Внелитературные разновидности общенародного языка
- Просторечные языковые явления
- Языковые нормы
- Свойства языковых норм
- Разновидности языковых норм
- 5.5. Типы словарей. Лингвистические словари
- Сопоставительная характеристика энциклопедических и лингвистических словарей
- Типы лингвистических словарей
- Современные толковые словари
- Структура словарной статьи в толковом словаре
- Способы объяснения лексического значения слов
- Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
- Этические принципы общения
- Коммуникативные принципы общения
- 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
- Составляющие коммуникативной ситуации
- Стратегические коммуникативные цели
- Условия коммуникативного успеха
- 6.3. Речевой этикет
- Свойства речевого этикета
- Основные этикетные жанры
- Нормы ты-вы общения
- Грани вежливости
- 6.4. Коммуникативные качества речи
- Коммуникативные качества речи
- Языковые средства, обеспечивающие или нарушающие коммуникативные качества речи
- Список рекомендуемой литературы
- Стилистика
- 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
- 7.2. Три модели понятия «стиль»
- 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики
- Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
- Разделы стилистики
- Список рекомендуемой литературы
- 8.2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
- Модели делового общения
- Жанры административного подстиля
- 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
- 8.4. Подстили научного стиля
- Подстили и жанры научного стиля
- 8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства
- Стилеобразующие черты строгих стилей
- Языковые средства воплощения обобщённости и информационной насыщенности строгих стилей
- Языковые средства воплощения логичности и точности строгих стилей
- Список рекомендуемой литературы
- Публицистический стиль. Основы публичной речи
- 9.1. Общая характеристика публицистического стиля
- 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их
- Основные стилеобразующие черты публицистического стиля
- Основные жанры публицистики
- Языковые средства воплощения стилеобразующих черт публицистического стиля
- 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки.
- Виды красноречия на основе сферы употребления
- 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
- Композиционные элементы текста публичного выступления
- 9.5. Логические основы речи. Аргументация
- Рациональные аргументы
- Иррациональные аргументы
- 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
- 9.7. Виды дискуссионной речи
- Список рекомендуемой литературы
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе
- Обиходно-разговорный стиль в сопоставлении со строгими стилями
- Стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля
- Языковые средства воплощения эллиптичности в обиходно-разговорном стиле
- Языковые средства воплощения эмоциональности и оценочности в обиходно-разговорном стиле
- 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые
- Художественный текст в сопоставлении с текстами других стилей
- Роды и жанры художественной литературы
- Список рекомендуемой литературы
- Правила произношения согласных и гласных звуков
- Правила произношения некоторых заимствованных слов и аббревиатур
- Приложение 2. Основные грамматические нормы
- Определение рода имени существительного
- Формообразование и употребление имени существительного
- Формообразование и употребление имени прилагательНого
- Формообразование и употребление местоимений и имени числительного
- Образование и употребление глагоЛьных форм
- Употребление союзов
- Приложение 3. Основные лексические нормы
- Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и сочетаемостью
- Употребление слова в соответствии с его коммуникативно-стилистическим заданием
- Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
- Метатекстовые средства, служащие выражением знания-мнения
- Основные виды тропов
- Фигуры речи