Иррациональные аргументы
Термин | Сущность понятия | Примеры |
Обращение к традиции | Обращение к исторически сложившимся, передаваемым из поколения в поколение нормам поведения, взглядам, обычаям, ритуалам; апелляция к общности морально-нравственных ценностей | Следует избавиться от наследия советской ментальности. Ведь в советское время предсмертные страдания человека считались бессмысленными, так как с точки зрения атеизма загробной жизни не существует. На самом же деле предсмертное время очень важно для человека – именно тогда он понимает, что самое важное в его жизни – это отношения с людьми. Именно это измерение человечности и отстаивает сегодня русская православная церковь |
Апелляция к авторитету |
Ссылка на мнение или действия лица, зарекомендовавшего себя в какой-либо области | Православный священник отец Димитрий (Владимир Благов), возражая сторонникам эвтаназии, называет вещи своими именами: «Эвтаназия – смертельный грех. Причем, разрешая врачам искусственно прерывать жизнь, грешат не только они, но и несчастные больные, которых жизнь загоняет в угол, и общество в целом…» |
Апелляция к чувствам (доводы к аудитории) | Высказывания, воздействующие на эмоции, волю человека, апеллирую-щие к его интересам; затрагивают чувство собственного достоинства, материальные, экономические, социальные интересы, физическое благополучие, свободу, привычки |
С одной стороны, безболезненная смерть - это милосердие, проявление сострадания. Вы видели когда-нибудь страшные мучения и боли, которые приходится терпеть множеству больных раком, перенёсшим инсульт, парализованным? |
На последней разновидности аргументов следует остановиться особо. Эти доводы содержат эмоционально-оценочную лексику и «подают» действительность под углом зрения, выгодным оратору. Как правило, апелляция к чувствам носит т. н. биполярный характер: это доводы к отвержению или к сопереживанию, вызывающие в сознании слушателей либо приятные, либо неприятные образы. Заметим, что именно этот вид аргументов преобладает в некорректных приемах воздействия, используется для манипулирования адресатом.
Подобрав аргументы, нужно не только оценить их силу и важность, но и оптимально расположить их в тексте выступления. В большинстве случаев рекомендуется выстраивать аргументы так, чтобы доказательная сила их возрастала, т. е. вначале использовать слабые доводы, которым легче найти возражение, а в завершении – более сильные, которые трудно или невозможно опровергнуть.
После продумывания аргументирующей стратегии составитель речи приступает к словесному оформлению текста, облекая свои идеи, мысли, доводы в языковую форму. Главная задача на этом этапе – сделать будущее выступление выразительным, воздействующим. Для этого язык предоставляет нам богатейшие возможности изобразительно-выразительных средств. Создатель текста насыщает его тропами, фигурами речи, применяя приемы диалогизации речи, языковой игры, различные возможности и др.
Завершает подготовку выступления усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию.
С чем же оратор выходит перед аудиторией? Существует несколько вариантов.
1. Можно выступать с опорой на полный текст. Это самый неудачный вариант, так как чаще всего оратор переходит на чтение с листа, а если пытается оторвать взгляд, то все время ищет нужную строку. Взаимодействие с аудиторией в таком случае отсутствует.
2. Некоторые пытаются выучить текст наизусть и воспроизвести его дословно «без бумажки». В этом случае выступающий вспоминает нужную фразу и выглядит неестественно, а любая реакция зрителей, какой-нибудь вопрос из аудитории может сбить его с толку.
3. Многие предпочитают использовать развернутый план, который строится по образцу планов школьных сочинений (пункты, подпункты, отражающие основные идеи). На листке плана можно оставить широкие поля, чтобы записать опорные слова, поскольку по опорному (ключевому) слову можно легко восстановить в памяти соответствующий раздел. Такая «шпаргалка» позволяет быстро вспомнить материал и не мешает установлению контакта со слушателями. Желательно также записать статистические данные, имена собственные.
4. Можно написать тезисный план, состоящий из кратких сообщений (утверждений) по каждому пункту. Эти утверждения записываются на небольших карточках, которыми можно воспользоваться во время выступления. Они не отвлекают внимания слушателей и одновременно позволяют поддерживать контакт с аудиторией.
5. Рекомендуется также основные положения проиллюстрировать, соединив их в карту-схему речи. Лист с «маршрутом» речи, рисунками может находиться перед глазами во время выступления, давая дорогу импровизации и при этом не позволяя сбиться с пути. Такой вариант особенно хорош для людей, наделенных воображением и образным мышлением.
► Кого из наших современников, выступающих публично, вы можете охарактеризовать как яркого, запоминающегося оратора? Чем именно привлекает вас его речь?
- Содержание
- От авторов
- Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
- 1.1. Язык – естественная знаковая система
- Основные языковые единицы
- Фонема – фонетический уровень
- Системная связь единиц языка
- Сопоставление языка и природы
- 1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
- И их перевода на французский язык
- 1.3. Сущность понятия «речь»
- 1.4. Функции языка и речи
- Функции языка и речи
- 1.5. Свойства языка и речи
- Свойства языка и речи
- Список рекомендуемой литературы
- Речевая деятельность. Речевое взаимодействие
- 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
- 2.2. Структура речевой деятельности
- Характеристика компонентов речевой деятельности
- 2.3.Общая характеристика структурных компонентов речевой
- Вербальные средства речевого взаимодействия
- Значения глагольных приставок
- Структура интонации
- Виды жестов
- Отличительные признаки письма
- 2.4. Речевое взаимодействие
- Список рекомендуемой литературы
- Текст как речевое произведение
- 3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
- Основные текстовые категории
- 3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Виды связности в тексте
- 3.3. Членимость текста. Композиция
- Единицы членения текста
- Функции заголовка в тексте
- 3.4. Образец лингвистического анализа текста
- Лингвистический анализ текста и. Золотусского
- 3.5. Взаимодействие текстов
- Способы взаимодействия текстов
- 3.6. Прецедентные тексты
- Список рекомендуемой литературы
- 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
- Основные функции культуры
- Явления, смежные с понятием культура
- 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
- Ключевые идеи русской языковой картины мира
- Основные типы речевой культуры
- 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
- Три аспекта культуры речи
- 4.4. Языковая личность
- 4.5. Пути совершенствования речевой культуры
- Список рекомендуемой литературы
- Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи
- Основные периоды развития русского языка
- Формирование исконно русской лексики
- Структура общенародного языка
- Свойства литературного языка
- Сходство русского и старославянского языков
- Иноязычная лексика русского языка
- 5.3. Внелитературные разновидности русского языка
- Внелитературные разновидности общенародного языка
- Просторечные языковые явления
- Языковые нормы
- Свойства языковых норм
- Разновидности языковых норм
- 5.5. Типы словарей. Лингвистические словари
- Сопоставительная характеристика энциклопедических и лингвистических словарей
- Типы лингвистических словарей
- Современные толковые словари
- Структура словарной статьи в толковом словаре
- Способы объяснения лексического значения слов
- Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
- Этические принципы общения
- Коммуникативные принципы общения
- 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
- Составляющие коммуникативной ситуации
- Стратегические коммуникативные цели
- Условия коммуникативного успеха
- 6.3. Речевой этикет
- Свойства речевого этикета
- Основные этикетные жанры
- Нормы ты-вы общения
- Грани вежливости
- 6.4. Коммуникативные качества речи
- Коммуникативные качества речи
- Языковые средства, обеспечивающие или нарушающие коммуникативные качества речи
- Список рекомендуемой литературы
- Стилистика
- 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
- 7.2. Три модели понятия «стиль»
- 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики
- Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
- Разделы стилистики
- Список рекомендуемой литературы
- 8.2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
- Модели делового общения
- Жанры административного подстиля
- 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
- 8.4. Подстили научного стиля
- Подстили и жанры научного стиля
- 8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства
- Стилеобразующие черты строгих стилей
- Языковые средства воплощения обобщённости и информационной насыщенности строгих стилей
- Языковые средства воплощения логичности и точности строгих стилей
- Список рекомендуемой литературы
- Публицистический стиль. Основы публичной речи
- 9.1. Общая характеристика публицистического стиля
- 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их
- Основные стилеобразующие черты публицистического стиля
- Основные жанры публицистики
- Языковые средства воплощения стилеобразующих черт публицистического стиля
- 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки.
- Виды красноречия на основе сферы употребления
- 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
- Композиционные элементы текста публичного выступления
- 9.5. Логические основы речи. Аргументация
- Рациональные аргументы
- Иррациональные аргументы
- 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
- 9.7. Виды дискуссионной речи
- Список рекомендуемой литературы
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе
- Обиходно-разговорный стиль в сопоставлении со строгими стилями
- Стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля
- Языковые средства воплощения эллиптичности в обиходно-разговорном стиле
- Языковые средства воплощения эмоциональности и оценочности в обиходно-разговорном стиле
- 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые
- Художественный текст в сопоставлении с текстами других стилей
- Роды и жанры художественной литературы
- Список рекомендуемой литературы
- Правила произношения согласных и гласных звуков
- Правила произношения некоторых заимствованных слов и аббревиатур
- Приложение 2. Основные грамматические нормы
- Определение рода имени существительного
- Формообразование и употребление имени существительного
- Формообразование и употребление имени прилагательНого
- Формообразование и употребление местоимений и имени числительного
- Образование и употребление глагоЛьных форм
- Употребление союзов
- Приложение 3. Основные лексические нормы
- Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и сочетаемостью
- Употребление слова в соответствии с его коммуникативно-стилистическим заданием
- Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
- Метатекстовые средства, служащие выражением знания-мнения
- Основные виды тропов
- Фигуры речи