logo search
Макет пособия теория языка

Тема 2. Текст и коммуникация

  1. Определение языка. Физиолого-акустическая

и социальная сущность языка

Человеческий язык существует в виде отдельных языков – русского, английского, французского и других. Можно также сказать, что каждый отдельный язык существует в сознании его носителей. В сознание каждого человека язык проникает «извне», потому что этим языком пользуются окружающие люди. О подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, так как он функционирует в речи, в высказываниях, речевых актах. Следовательно, чтобы понять, что собой представляет язык, нам следует разграничить понятия язык и речь.

Когда-то понятия язык и речь были синонимичными. Затем идея разграничения языка и речи была высказана языковедом и философом первой половины XIX века Вильгельмом Фон Гумбольдтом (1767-1835). Мысль великого ученого не развилась в лингвистическую теорию. Разграничение понятий язык и речь впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857-1913). По мнению Фердинанда де Соссюра, «язык – не деятельность говорящего; язык – это готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим. Речь – есть индивидуальный акт воли и разума». Фердинанд де Соссюр ввёл понятие «речевой деятельности» человека. По его мнению, язык как социальный продукт является важнейшей, но лишь частью речевой деятельности. Другая часть речевой деятельности имеет индивидуальную сторону – речь. Фердинанд де Соссюр описал различия языка и речи в виде дихотомий, например: язык социален / речь индивидуальна; язык – потенция / речь – реализация; язык – достояние общества / речь индивидуальна и т.д. Некоторые из таких противопоставлений представлены в таблице 2.

  1. Таблица 2. Язык и речь

ЯЗЫК

РЕЧЬ

В принципе постоянен (фонемный, морфологический, лексический и синтаксический уровни)

Неповторима

Существует не во времени

Реализуется во времени

Имеет свои границы

Бесконечна

Достояние общества

Индивидуальна

Существует не в ситуации

Всегда ситуативно обусловлена

Еще дальше в разграничении обсуждаемых понятий пошел русский языковед Лев Владимирович Щерба. В своей работе «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании», написанной в 1931 году, он определяет язык как единство «инвентаря языковых единиц» и отношений между ними, то есть, как систему структурированных явлений, которая служит хранилищем всего возможного в языке и выступает как норма для все носителей языка. Речь же определяется Л.В. Щербой как речевая деятельность, т.е. совокупность всех актов говорения и актов понимания, которые совершаются на данном языке. Таким образом, Л.В. Щерба показывает, что язык и речь – явления разной природы (язык – продукт деятельности сознания человека, а речь – деятельность человеческих органов), хотя одно без другого существовать не может, они составляют единое целое.

В современном языкознании речевая деятельность рассматривается как акт общения людей с помощью языка, как коммуникация. Проявлением в речевой деятельности является речевой акт.

Речевой акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения людей. Речевой акт предполагает говорение с одной стороны, слушание и понимание с другой (вспомним, что об этом говорил Лев Владимирович Щерба: речевая деятельность – это совокупность всех актов говорения и актов понимания). Наличие этих двух аспектов речевой деятельности необходимо: когда есть говорящий, всегда есть и слушающий (даже если этот слушающий – я сам!). При письменном общении эти два аспекта реализуются как письмо и чтение.

Речь – явление сложное. Можно говорить об устной и письменной речи, монологической и диалогической и т.д.

В восприятии устной и письменной речи имеются значительные различия:

Но устная речь богаче письменной, так как она сопровождается интонацией, мимикой, жестами.

Итак, язык – это система материальных единиц, служащих общению людей и отражаемых в сознании коллектива; речь – форма существования языка, язык функционирует в речи.

Говоря о том, что язык функционирует в речи, мы можем сказать, что сама речь реализуется в звуках речи, которые воспринимаются на слух или воспринимаются в виде букв зрительно. Звуки речи как природное явление имеют акустическую и артикуляционную стороны.

Звуки речи – это способ материализации морфем и форм слова, выступающих как единство звучания и значения.

Таким образом, звуки, становясь звуками языка, представляют собой общественное явление. Они предстают уже как «очеловеченная природа», очеловеченная высшей нервной деятельностью и речевым аппаратом, артикуляционной базой языка, его звуковым инвентарем и фонетическими законами.

Говоря подробнее об акустике звуков речи, следует сказать, что звуки речи по своей физической природе являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом (органами речи). Термин речевой аппарат, то есть совокупность органов речи (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, полость носа, глотка, гортань и некоторые другие), в значительной степени условен. Так как язык – явление общественное, от природы никаких специальных «органов речи» у человека нет. Все перечисленные органы имеют прямые биологические функции как органы обоняния, вкуса, дыхания, приема и переработки пищи. Применение этих органов для производства речи – заслуга человека. В ходе истории человеческого общества произошла эволюция этих органов в сторону приспособления их для производства и восприятия речи.

Большое значение при порождении речи имеет речевое (фонационное) дыхание. Оно отличается от неречевого, тем, что, когда мы дышим, не говоря, выдох равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом; когда мы говорим, то вдыхаем на паузах, а затем выдыхаем постепенно, отдельными толчками.

  1. Социально – деятельностные основы

вербальной коммуникации

Вербальная коммуникация (речевая деятельность) представляет собой вид деятельности (наряду с другими видами деятельности – трудовой, познавательной, игровой и т.д.). Понятие вербальной коммуникации (речевой деятельности) в этом значении восходит к психологическим работам Льва Семеновича Выготского и Алексея Николаевича Леонтьева. Вербальная коммуникация, согласно данной концепции, психологически организована подобно другим видам деятельности. Она характеризуется мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером и состоит из нескольких фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль). Любая деятельность

Применительно к речевой деятельности эти фазы впервые выделены Львом Семеновичем Выготским. Вербальная коммуникация может выступать как самостоятельная деятельность со специфической мотивацией; составляющими этой деятельности являются речевые действия, имеющие цель, и речевые операции, которые могут меняться в зависимости от условий коммуникации. Результатом речевой деятельности являются тексты, то есть любые речевые произведения. В современном языкознании существует специальная дисциплина, теория текста, внимание которой направлено на всевозможные тексты.

  1. Основные понятия теории текста

Теория текста – филологическая дисциплина, возникшая во второй половине XX века на пересечении текстологии, лингвистики текста, поэтики, риторики, семиотики, герменевтики.

Как уже говорилось, для анализа коммуникации необходимо выделить ее единицы. Единицей коммуникации можно считать текст, причем текст – это единица высшего ранга.

Текст – это целостное коммуникативное образование, которое характеризуется структурно-семантическим, функциональным и композиционно-стилистическим единством и набором текстовых категорий: информативностью, линейностью, интегративностью, рекурсивностью.

С точки зрения теории текста стиль текста – это особый способ его построения, который направлен на достижение эмоционально-эстетического воздействия.

Теория текста исследует любые знаковые образования, однако, основным её объектом является вербальный текст. Исследования по теории текста обычно направлены на два основных свойства текста: связность и цельность.

Связность текста – категория, характеризующая особенности соединения внутри текста его элементов: предложений, слов, фрагментов и т.п. Связность строится на основе лексико-грамматических особенностей языка, которые изучает грамматика текста. Цельность – характеристика текста, связанная с его смысловым единством, единой структурой. Текст может быть связанный, но не целостный, и, наоборот, целостный, но не связанный (см. работы Юрия Александровича Сорокина, посвященные этим и другим категориям текста).

Функциональный анализ теории текста, в основном, направлен на художественные тексты, на установление в них явных и неявных смыслов. Методы анализа теории текста позволяют также реконструировать в пределах отдельных текстов более древние тексты или их фрагменты: так в сказках, эпосе реконструируются элементы ранних мифологических текстов.

Можно сказать, что теория текста имеет дело с анализом функционирования и соотношения знаков – элементов текста.